Из всего массива сказанного президентом на большой пресс-конференции о предстоящем 2017-м стоит выделить то, что касается цен на нефть, и курса рубля. Об этом “Вести в субботу” спросили министра энергетики Александра Новака.
– Александр Валентинович, я вам в теории нарисую неприятный сценарий, вполне вероятный. Я — автомобилист — еду я через полгода, когда стабилизируются цены, мимо заправки и обнаруживаю, что цена на бензин тоже поднялась, например, в полтора раза. В прошлые годы наши нефтяники были большие любители рассказать нам, что “ну, а как, конечно, цены на бензин растут, мировые-то цены на нефть растут”. Хотя очень многие задавались вопросов, как это может быть в нефтедобывающей стране?! Есть такая опасность на этот раз?
– Если умножить курс рубля на цену в долларах, мы получим стоимость барреля нефти в рублях, поэтому не будет соответствующей корреляции по росту цен. Наш прогноз: цены в 2017 году на нефтепродукты должны вырасти не более чем на уровень инфляции.
Во время большой пресс-конференции Владимиру Путину был задан вопрос, какой для российской экономики, на его взгляд, должна быть оптимальная цена на нефть?
“Мы считали бюджет 2016 года изначально из расчета 50 долларов за баррель, а он оказался 40. Экономика приспособилась, и на этой базе будет развиваться, безусловно. Какие цены будут и как это отразиться на нас? Мы считаем, что во второй половине 2017 года излишки нефти с рынка уйдут и цены на нефть стабилизируются. Рассчитываем, что они стабилизируются на сегодняшнем уровне – 40-50 долларов за баррель”, — подчеркнул глава государства.
Где нефть и газ, там и Министерство энергетики Российской Федерации, и его руководитель Александр Новак. Стоит сказать, что, если не считать силовиков, то за этот год он в свои 45 лет стал, наверное, самым цитируемым министром российского правительства. Но заниматься ему приходиться действительно всем.
– Как украинцы так нам долг насчитали?! Сколько там? Шесть миллиардов 600 миллионов долларов?!
– Шесть миллиардов 638 миллионов долларов.
– Это с каких облаков взято?
– Это странное решение, причем Хозяйственного суда города Киева, который принял решение удовлетворить иск Антимонопольной службы Украины.
– Но это же бредятина какая-то! Я прошу прощения. Мне такие слова можно говорить.
– Да, конечно, я тоже соглашусь с этим словом, потому что на самом деле Антимонопольная служба обвинила «Газпром» в использовании своего монопольного положения как транзитера газа. “Газпром” не пользуется услугами. Их, наоборот, оказывает “Нафтогаз”.
– Они же монополисты, получается.
– “Нафтогаз” является монополией, и нужно штрафовать.
– А они решили, что “Газпром”?
– Да.
Понятное решение. Оно направлено, в первую очередь, на то, чтобы создать прецедент и возможности юридического оформления каких-то своих действий относительно отбора газа и имущества “Газпрома”.
– По соглашениям последних лет момент, когда газ пересек границу, он превратился в украинский. Россия же продает газ на российско-украинской границе?
– Да, но в момент выхода за границу Украины газ становится опять собственностью “Газпрома”.
– То есть если украинцы нам насчитали долг в 6 миллиардов 638 миллионов долларов и начнут в счет этого долга забирать газ, они, получается, будут воровать сами у себя?
– Так устроены отношения, что не дополучат в любом случае газ европейские потребители. Соответственно, ответственность должен нести “Газпром”, поскольку он отвечает за конечную поставку газа европейским потребителям.
– Но это же шантаж чистой воды?!
– Я думаю, что с этими словами не только можно согласиться — это действительно так.
Еще раз: на границе с Украиной российский газ становится формально украинским. Таким он и течет по транзитной Незалежной. А на границе с ЕС — с Польшей, Словакией — вновь становится российским.
– Есть вещи, которые очень трудно запомнить, а еще труднее в них поверить. Сейчас курс доллара — 60,85. В начале года он был 77,93. А что касается нефти, то сейчас она почти 55, а в начале года — 32,13 за баррель. Но для того чтобы цены стабилизировались, нужно, чтобы все, кто договорился в Вене о сокращении добычи, сдержали свои обещания. А как вы друг друга будете проверять? Кто-нибудь возьмет и начнет качать побольше…
– Впервые в истории 24 страны договорились о совместных действиях на рынке, и, конечно все заинтересованы в том, чтобы реализация этого соглашения была подтверждена реальными действиями.
– Как вы будете отслеживать — шпионов с биноклями отправлять друг к другу? Как этот процесс происходит?
– На самом деле страны ОПЕК традиционно имеют механизм мониторинга, поскольку ОПЕК существует давно. Это в основном данные различных консалтинговых компаний, Международного энергетического агентства. Но мы договорились — самое главное — что у нас создана мониторинговая группа из пяти стран. Это три страны из представителей ОПЕК: Алжир, Кувейт, Венесуэла и две страны, не представляющие ОПЕК, — Россия и Оман.
“Если такое состояние дел удержится, какой будет эффект для страны, для бюджета и для наших компаний? Разница в ценах на нефть в 10 долларов будет означать дополнительный доход бюджета в триллион 750 миллиардов рублей, а для нефтяных компаний, несмотря на снижение добычи, разница в цене на нефть 10 долларов даст дополнительный доход в размере 750 миллиардов рублей, то есть в конечном итоге все оказываются в выигрыше”, — отметил Владимир Путин.
На полке у Новака – сувенир — песочные часы, где в колбе — песок, а в трубочках — нефть. Оказывается, с переговоров в Саудовской Аравии. А не ее ли нужно было свести с Ираном?
– Правду говорят, что консультации саудовских и иранских нефтяных чиновников проходили чуть ли не здесь в соседнем кабинете в определенный момент?
– Мы встречались в двусторонних форматах. Использовали любые возможности для того, чтобы наши партнеры нашли компромисс и сделка состоялась, — рассказал Александр Новак.
Как стороны выходили на этот компромисс? Все детали становятся понятны только сейчас. Посол Ирана в России Мехди Санаи сообщил, что выход ОПЕК на договоренности по заморозке добычи нефти частично повлиял разговор президента его страны и России.
С президентом Ирана как-то встречались и “Вести в субботу”. Свидетельствуем: переговоры даже об интервью с представителями такой древнейшей цивилизации, как иранская, персидская, сложнейшие, а тут нефть!
“Ключевую роль в том, чтобы сделка состоялась, сыграл Владимир Владимирович Путин. Его личные контакты с руководителями многих стран также позволили обеспечить доверие к этой сделке и достичь этих договоренностей”, — подчеркнул Александр Новак.
– Вот почему вы в Вене сидели в президиуме этого собрания. Это действительно очень необычный был кадр: председатель ОПЕК – это сейчас Катар — и российский министр во главе всего этого круглого стола.
– Здесь, скорее всего, у нас так получилось в связи с тем, что Россия консолидировала страны не ОПЕК, вела переговоры в том числе и со многими странами внутри ОПЕК. Там была непростая ситуация. Внутри ОПЕК были конфликты.
Естественно, непросто было выйти на компромисс и с российскими нефтяными компаниями. Но, в принципе, потом все всё поняли: сократить добычу на 2-2,5%. Но это значит продавать меньшее количество баррелей по цене на 15-20 долларов выше. В итоге согласились все 12 крупнейших компаний, которые и добывают большую часть российской нефти.
– Я открою великую государственную тайну, сказав, что после нашей с вами встречи вы едете на Совет директоров “Роснефти”?
– Действительно, состоится Совет директоров “Роснефти”.
– Пара уточняющих вопросов, которые все-таки остается после сделки с “Роснефтью”. Все очень обрадовались тому, что в приватизации участвуют именно иностранцы. И какие иностранцы: швейцарцы, Glencore , Катар. Но у некоторых людей есть и опасение, что приход иностранцев в “Роснефть” может повлиять на государственную российскую стратегию в области нефтяной политики. Что вы мжете сказать таким людям?
– Несмотря на продажу 19,5% акций “Роснефти” иностранным инвесторам, контрольный пакет акций остается за государством. Оно имеет более 50%.
Это, учитывая приватизацию 19,5% акций “Роснефти” на пресс-конференции Владимира Путина стала отдельной темой.
Журналист “Ведомостей” задала вопрос, касающийся того, почему же дивиденды частично приватизированных, но все-таки государственных “Роснефти”, а еще частично “Газпрома” попадают не сразу в бюджет, а сначала в “Роснефтегаз”? По мнению корреспондента, эти деньги могли бы пойти на социальные цели. Возможно, из можно изъять?
“Вам бы все только изъять, — ответил президент. — Вы же «Ведомости» и представляете либеральную экономическую газету, а все только “изъять”, “хватать” и “не пущать”. Путин объяснил, что как раз “Роснефтегаз” и аккумулирует те средства, не хватающих на те приоритеты, о которых “забывает” правительство.
“Мы сделали двигатель, который не производили 29 лет, начиная со времен Советского Союза. Нам нужно сделать другой двигатель — с большой тягой — за 30-35 тонн. И это нам позволит вместе с нашими китайскими друзьями создать широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет. Вот на такие вещи, на которые в конечном итоге после всех споров и драк в правительстве денег не оказывается, но которые нужно обеспечить финансированием, мы будем тратить средства из “Роснефтегаза”, — пояснил глава государства.
“Сделка, которая состоялась по продаже пакета акций “Роснефти”, показала, что наш рынок привлекателен, что санкции не работают”, — отметил Александр Новак.
– А какие санкции не работают финансовые? Или в том числе санкции, например, передачи в Россию таких крутых нефтяных технологий?
– В данном случае речь идет, конечно же, о финансовых санкциях, потому что было много скептиков, которые говорили, что Россия не найдет деньги за рубежом. Фактически это было опровергнуто.
Представим и еще одного участника пресс-конференции Путина. Ныне глава родного для него калининградского филиала ВГТРК, а еще недавно собкор ВГТРК в Сочи и в Крыму Николай Долгачев уточнил у Путина, что же будет с энергетикой Крыма.
“Черноморнефтегаз” закончил работу по присоединению крымской газотранспортной системы к магистральным газопроводам РФ. В ближайшее время мы объявим о том, что работы завершены и началась подача российского газа в Крым», — заявил президент.
А что же будет с Украиной? Александр Новак говорит, что в этот раз европейцы понимают, как в Киеве ведут дело к тому, чтобы красть газ и у себя, и у ЕС.
“Мы надеемся на то, что будет соответствующая реакция. Также мы считаем, что нужно срочно отменять решение Хозяйственного суда Киева и Антимонопольной службы. Есть цивилизованные методы решения таких споров. В соответствии с контрактом этот спор должен решаться в Арбитражном суде в Стокгольме”, — уверен Новак.