Переломаны ли кости российской культуры?

Опять – двадцать пять. И не просто так, а скандалы, скандалы. В 2015 году в России вызрел вновь (как в советские времена) фурункул двух культур. В других странах одна культура, в России – две. Одна – государственная, с опорой на православную церковь и министерство культуры. Другая – независимая, близкая по стилю к европейской, с упрямым норовом.

Переломный год: переломал ли он кости российской культуре? Сегодня мы идем в сторону ненависти. Скорее бежим, политизация милитаризованного общества подхлестывает. Год двух культур, которые отрицают друг друга некультурными способами. Государственная – доносами, замаскированной цензурой, откровенными погромами. Внегосударственная – сарказмом и отчаянием, вплоть до членовредительства.

Погромщики против самоубийц

Затихли дискуссии. Признаки нашего культурного противостояния, Куликово поле размеживания: обвинения в продажности, возвращении в совок и как вывод нерукопожатность – оружие несогласных. Обвинение в русофобстве – оружие прокремлевских деятелей культуры. Неравные силы. Государство включило на полную мощность идеологическую составляющую. Если так будет и дальше, госкультура придушит независимую культуру не в темном переулочке, а на суде. Погромы включены в систему расправы.

Вспомним. С одной стороны, прикрываясь религиозной идеей, хулиганы устраивают погромную истерику в Манеже. Зарабатывают себе на этом имя и остаются практически безнаказанными. А манежная выставка – это скульпторы-шестидесятники Сидур, Лемпорт и Силис (последние два – друзья моей юности), чей моральный пафос непререкаем, но православным неофитам нужна война на любой площадке.

С другой стороны – артсамоубийство. Петр Павленский приковывает себя, членовредительствуя, к Красной площади. Поджигает ворота в кагебешный храм. По сравнению с перестроечным образом человека-собаки Олега Кулика или даже пересмешниц из Pussy Riot, это уже холодный космос исторического одиночества. Это новый пост-постмодернистский Чаадаев, близкий, по мысли властей, к сумасшествию.

Гнусная история с новосибирским “Тангейзером”. Я знаком с Борисом Мездричем по работе над оперой “Жизнь с идиотом”. Травить таких знатоков оперы – что за бездарность! Это уже прицельно сталинский совок – расправляться с оперой, самым свободным в своей условности музыкальным жанром.

Или громкая история с “Левиафаном”, продолжавшаяся в 2015-ом. Фильм – слепок с жизни. Точнее, посмертная маска. Такое государствование обречено. Какой был вой придворной толпы! Еще один зачет по возрождению советизма.

Компромиссы неизбежны?

В каждом самолете “Аэрофлота” весь 2015 год перед взлетом сообщали, что в стране идет год литературы. Но кроме “Аэрофлота” это мало кто заметил. Скорее это год разрыва известных писателей с государственным режимом, погружением во внешнюю или внутреннюю эмиграцию. Большим скандалом заканчивается год в Русском ПЕН-центре, где идет жестокое противостояние “умеренного” руководства во главе с Андреем Битовым с сотней рядовых членов ПЕНа, которые выступили против разгрома Украинской библиотеки в Москве и других репрессивных акций. В результате, такие писатели, как Людмила Улицкая, вышли из Русского ПЕНа.

Не менее скандальна история с сентябрьским Довлатовфестом, фестивалем памяти Довлатова в Михайловском и Пскове, на который отказались приехать многие участники праздника, поскольку губернатор Псковской области, участвовавший в организации фестиваля, подозревается в заказе избиения независимого журналиста. Те же, кто поехал на фестиваль, сочли, что подлость не ограничивается Псковской областью и если оставаться в России, компромиссы (о чем писал сам Довлатов) неизбежны.

Русская культура знала и более дрянные времена, нежели 2015-й, который все же не смог вытравить свободный дух в российской культуре – во многом благодаря “непуганой” молодежи, которая, зная о Советском Союзе лишь понаслышке, еще не научилась бояться. Однако репрессивные тенденции выглядят зловещими, а новый 2016-й – непредсказуемым. Но, скорее всего, культура еще не ударилась о дно, и следующий годик может стать похуже нынешнего.

Виктор Ерофеев, писатель, литературовед, телеведущий, автор книг “Русская красавица”, “Хороший Сталин”, “Акимуды” и многих других, кавалер французского Ордена Почетного легиона.

Виктор Ерофеев

Источник: dw.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *