С января 2017 заработал новый закон, – согласно ему установлены предельные размеры соотношения между зарплатами руководящего персонала и остальных работников в максимальном соотношении 10 к 1 в государственных учреждениях.
<small>Фото: Media Network</small>
С 1 января 2017 года устанавливаются предельные размеры соотношения между среднемесячной заработной платой руководителей и среднемесячной заработной платой работников государственных учреждений и предприятий.
«Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» внес изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательного установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников», — сообщили в пресс-службе Минтруда РФ.
В ведомстве уточнили, что нововведение будет касаться государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, государственных внебюджетных фондов РФ и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. А вот госкорпораций новация не касается, поскольку они «занимаются коммерческой деятельностью» и поэтому вправе сами назначать пропорции в оплате труда, как и ставки этой оплаты.
Всё ясно? Не очень…
Если не считать того, что и не все госкорпорации занимаются коммерцией (например, Агентство по страхованию вкладов – АСВ – не является субъектом финансового рынка и ничего на выплатах вкладчикам и ликвидации банков не зарабытвает), то в новом правиле все равно остается масса неувязок.
Начать хотя бы с того, что и до 1 января 2017 года разница между средними зарплатами в госучреждении и оплатой начальников составляло 1 к 8. По данным субъектов Российской Федерации (на это ведомство, руководимое г-ном Топилиным, опять же ссылается), в большинстве муниципальных и госучреждений соцсферы это соотношение и вовсе … не превышает 4 раза.
Таким образом, нововведение в оплате не только не сокращает неприличные разрывы в доходах госслужащих, но даже УВЕЛИЧИВАЕТ их до совсем уж бесстыжего уровня.
А вот – неофициальные данные по этой скользкой теме. Уже в кризисный 2014 год служба исследований HeadHunter выявила, что в каждой 2-ой российской компании оклады руководства разнятся с выплачиваемыми деньгами рядовых сотрудников в 10–50 раз. 7 % самих работодателей сообщили, что разрыв может быть больше.
Мониторинг, который проводила Гарвардская школа бизнеса, когда было опрошено 55 тыс. респондентов в 40 странах мира (в том числе и в России), выявил, что россияне определяют диспропорцию по меньшей мере в 21 раз. Понятно, что речь в опросах шла не только о госучреждениях, но ведь более 60 процентов нашей экономики – это госсектор!
Но самое главное – в том, что наши госслужащие не живут на одну только зарплату плюс квартальная премия. Вот, например, красноречивый документ о порядке оплаты труда чиновников одной из областей.
«Статья 11. Формирование фонда оплаты труда
1. Формирование расходов на выплату денежного содержания лиц, замещающих государственные должности, и гражданских служащих осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетом области на соответствующий год в составе фондов оплаты труда по государственным органам.
2. Фонд оплаты труда в расчете на год в государственных органах формируется с учетом средств на выплату:
1) по каждой государственной должности:
– 12 должностных окладов;
– оклада за классный чин в размере 3 должностных окладов;
– ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 3,6 должностного оклада;
– надбавки к должностному окладу за особые условия работы в размере 13,2 должностного оклада;
– ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с учетом размеров, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области;
– единовременной выплаты к отпуску в размере 1,5 должностного оклада;
– материальной помощи в размере 3 должностных окладов;
– премии по результатам работы за год в размере 2,9 должностного оклада;
2) по каждой должности гражданской службы :
– 12 должностных окладов;
– оклада за классный чин в размере 3 должностных окладов;
– ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 3 должностных окладов;
– ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Московской области в размере 7,2 должностного оклада;
– премий за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 2,4 должностного оклада;
– ежемесячных денежных поощрений в размере 6 должностных окладов;
– ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с учетом размеров, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами … области;
– единовременной выплаты к отпуску в размере 1,3 должностного оклада;
– материальной помощи в размере 2,6 должностного оклада».
И как большая вишенка на торте: к перечисленному богатству выплат добавляется «ИНЫЕ ВЫПЛАТЫ» без всякого указания за что и по какому поводу! Понятно, что в отношении рядовых сотрудников вся палитра выплат никогда не применяется. Зато начальники могут черпать из бюджетного источника полной мерой. Отсюда – и чудовищный разрыв в реальных доходах. Как, например, в Почте России, где один гендиректор получил премию 95 миллионов рублей при средней зарплате почтовых служащих в 16 тысяч в месяц. И ведь все – по Закону! Правда, принятому еще в 1994 году…
Правда и то, что чудовищная разница в доходах «высших» и «низших» – в духе российской исторической традиции. В 1913 году минимальная зарплата госслужащего составляла 20 рублей в месяц, а министры и члены Госсовета получали 1500 рублей, или более чем в 70 раз больше.
Еще тяжелее жили госслужащие в начале 19 века. «Проходя ежедневно к своему месту через канцелярию, – рассказывает М.Назимов в книге «В провинции и в Москве», – я нагляделся на тогдашних подьячих. Невозможно было без тяжелого, грустного чувства видеть этих оборванных, небритых и изнуренных лишениями бедняков, получавших жалованье от 1-го до 2-х руб. и не более 3 или 4 рублей в месяц, смотря по своему рангу: копииста, подканцеляриста и канцеляриста, и повытчики получали не более 6 или 8 рублей… Холостяки почти и жили в канцелярской комнате, ложились спать на тех же столах, на которых они скрипели перьями днем, переписывая нескончаемые бумаги». А между тем чиновники высшего уровня вели совершенно княжеский образ жизни…
Правда, через сотню лет после описываемой картины чудовищное неравенство в России привело к одному судьбоносному событию, столетие которого страна отметит в октябре 2017 года.