Курс российской валюты к доллару не вырос в последние недели, хотя нефть, главный товар российского экспорта, резко подорожала. Ровно через неделю ему, как и другим валютам развивающихся стран, предстоит испытание – центральный банк США может вновь повысить свои процентные ставки, что традиционно ведет к укреплению доллара и оттоку капиталов с рынков других стран в США. Кроме того, укрепление доллара обычно сопровождается снижением цен на нефть. А в Европе, на итогах воскресного референдума в Италии, вновь вспомнили о долговом кризисе в еврозоне. Как все эти события и факторы могут отразиться на курсе рубля в оставшиеся до Нового года недели и после него?

С начала ноября нефть сорта Brent, к которой привязана и экспортная цена российской нефти Urals, подорожала почти на 20%. Однако российский рубль, обычно следующий за подобными колебаниями цен на нефть, на этот раз фактически от них отстранился. Его курс к доллару, главной валюте мирового нефтяного рынка, к концу первой недели декабря остается ровно на тех же уровнях, что и в конце первой недели ноября.

В таких случаях инвесторы предпочитают “тихие гавани”. А такой “тихой гаванью” традиционно оказываются для них США и их валюта.

Как будто и не было ни ожиданий встречи ОПЕК, на приближении которой нефть постепенно дорожала, ни самого соглашения о сокращении добычи, на котором нефтяные цены выросли аж до полуторалетних максимумов!.. Как объяснить такое расхождение?

Алексей Девятов, советник по экономике финансовой компании “Уралсиб”:

– Помимо нефтяных цен, которые все равно остаются важнейшим фактором, на рубль воздействуют и другие. Это и потоки капитала, и операции ЦБ по предоставлению ликвидности банкам или, наоборот, ее “абсорбированию”, и ряд других факторов. Например, есть и такое мнение на рынке, что на курс рубля в последние недели влияют конверсионные валютные операции, связанные с приватизацией – сначала “Башнефти”, а теперь и “Роснефти”. Точно мы, конечно, не знаем, но в принципе это могут быть весьма большие объемы… Способные в общем-то “обеспечить” такую динамику, когда цены на нефть сильно растут, а курс рубля почти не меняется.

Константин Гуляев, руководитель управления рыночных исследований ИФД “Капиталъ”:

– На мой взгляд, главный фактор здесь – укрепление доллара против валют как развитых стран, так и развивающихся. Оно последовало за недавними президентскими выборами в США и за распродажей на рынке американского госдолга. То есть его держатели продавали гособлигации США, переводя свои средства в доллары. В итоге укрепление доллара “сдерживало” и укрепление рубля, которое могло быть более значительным на фоне быстро дорожавшей нефти. Но помимо этого, “внешнего” фактора, есть и другие. Возможно, хотя мы, конечно, и не обладаем точной информацией, это было связано с текущими приватизационными сделками – и по “Башнефти”, и по “Роснефти” – то есть с необходимостью собрать для них очень крупную сумму в рублях – почти один триллион. Возможно, проявились и какие-то другие факторы, из тех, которые также – не “на виду”.

Многие аналитики, да и сами участники рынка нефти выражают немалые сомнения в том, что и соглашение стран ОПЕК о сокращении добычи, и подобные планы других добывающих стран будут реализованы в тех объемах, в каких они сегодня представлены. В этом случае нефть вновь может ощутимо подешеветь. Если допустить, что ее цена вдруг снизится с нынешних 53-55 долларов за баррель Brent, скажем, до 45 долларов, то курс рубля, по идее, отреагирует куда более заметно, чем в случае роста нефтяных цен…

Ольга Лапшина, главный аналитик шведского банка Nordea:

– Рубль, скажем так, “недоукрепился”, то есть фактически пребывает сейчас на уровнях, которые соответствуют, скорее, ценам на нефть Brent где-то в 48-49 долларов за баррель. Поэтому если нефть подешевеет, скажем, до 47-48 долларов, то никакого существенного влияния на курс рубля это, скорее всего, не окажет. Просто потому, что рубль фактически уже сейчас торгуется близко к этим уровням.

Константин Гуляев:

– Коррекция цен на нефть “вниз”, особенно значительная, конечно, куда больше повлияет на курс рубля, чем их рост. Но так как рубль в последние недели не укреплялся вслед за нефтью, то определенный “запас прочности” к новому падению цен на нее у него есть. Однако, если цены Brent уйдут ниже 50 долларов за баррель, ближе, скажем, к 45-46 долларам, то, конечно, мы увидим курс где-то в районе 67-68 рублей за доллар.

Алексей Девятов:

– При относительно стабильном рубле более высокие процентные ставки в России делают вложения в российские активы до определенной степени привлекательными для инвесторов. И случись вдруг резкое падение цен на нефть, которое вызовет существенное ослабление рубля, некоторые инвесторы могут начать выводить свои капиталы деньги из российских активов. И тогда ослабление рубля еще более усилится, так как возрастет отток капиталов из страны.

В итоге укрепление доллара “сдерживало” и укрепление рубля, которое могло быть более значительным на фоне быстро дорожавшей нефти. Но помимо этого, “внешнего” фактора, есть и другие.

Курс единой европейской валюты к доллару в понедельник упал до минимального уровня за последние чуть ли не два года – на итогах прошедшего накануне референдума в Италии, в ходе которого почти 60% участников отвергли предложенный правительством пакет конституционных реформ. После чего премьер-министр Маттео Ренци подал в отставку. Очередной правительственный кризис в одной из крупнейших стран еврозоны, у которой к тому же и почти самый большой в Европе государственный долг, и по-прежнему “тлеющий” кризис в банковском секторе, живо напомнил участникам финансовых рынков о долговом кризисе в еврозоне несколько лет назад – Греция, Ирландия, Португалия… Кризисе уже подзабытом, но отнюдь еще не преодоленном, напоминает Алексей Девятов:

Алексей Девятов:

– Если инвесторам в какой-то момент всего лишь покажется, что Италия не сможет в результате этих политических потрясений обслуживать свои долги, мы рискуем увидеть новый виток европейского долгового кризиса. И как всегда в таких ситуациях, помимо самой Европы, “пострадают” и развивающиеся страны. Ведь в таких случаях инвесторы предпочитают “тихие гавани”. А такой “тихой гаванью” традиционно оказываются для них США и их валюта. То есть на этом фоне доллар может очень сильно укрепиться, тогда как развивающиеся страны, включая Россию, – получить существенный отток капитала. Что, помимо непосредственного укрепления доллара, дополнительно ударит и по рублю.

Впрочем, реакция валют развивающихся стран на такого рода события в Европе может быть и иной…

Ольга Лапшина:

– Италия – третья по объемам экономика еврозоны. И повышение неопределенности в стране может негативно отразиться на экономике региона в целом. А в такой ситуации Европейский центральный банк может быть более склонен к тому, чтобы и дальше сохранять нынешнюю, стимулирующую денежно-кредитную политику. А это, в свою очередь, есть позитивный фактор для развивающихся валют, включая российский рубль.

Коррекция цен на нефть “вниз”, особенно значительная, конечно, куда больше повлияет на курс рубля, чем их рост.

Речь идет о том, что в этом случае инвесторы не будут спешить с выводом своих капиталов с рынков развивающихся стран, включая Россию, что неминуемо привело бы к ослаблению их валют. Впрочем, первая, остро негативная реакция валютных рынков на итоги итальянского референдума уже во вторник сменилась на обратную, когда евро отыграл все потери, понесенные накануне…

Константин Гуляев:

– Влияние здесь может быть как прямого действия, так и косвенного. Напрямую – означает распродажу инвесторами активов на развивающихся рынках. Косвенное влияние – через политику Европейского центрального банка, что отразится на курсе евро. Однако мы видим сейчас, что финансовые рынки в целом настолько “заряжены” оптимизмом, что пока “игнорируют” негативные новости. Хотя, если негатив этот будет накапливаться, то игнорировать его будет все труднее…

Если цены Brent уйдут ниже 50 долларов за баррель, ближе, скажем, к 45-46 долларам, то, конечно, мы увидим курс где-то в районе 67-68 рублей за доллар.

На следующей неделе Федеральная резервная система (ФРС), центральный банк Соединенных Штатов, будет принимать очередное решение по ключевым процентным ставкам. Они были впервые почти за десять лет повышены в декабре прошлого года. Ожидания нового повышения и стали, по сути, главным фактором нынешнего укрепления доллара. В этом случае вложения в американские активы становятся более привлекательными для инвесторов, которые предпочтут вывести свои капиталы в США из других стран, валюты которых, включая российский рубль, в свою очередь, окажутся под давлением. А вероятность такого решения уже на декабрьском заседании ФРС США рынки оценивают более чем в 90%. Впрочем, такое обычно означает, что реакция рынков уже на само событие может оказаться и весьма умеренной…

Алексей Девятов:

– Действительно, в повышение ставки ФРС уже на ближайшем заседании сейчас верят уже практически все. Более того, рынки фактически уверены, что уже ничто не может отсрочить это решение, так как макроэкономическая статистика, которая поступала из США в последние недели, в общем и целом была весьма благоприятной. А поскольку все “верят”, то какого-то серьезного движения на рынках, если такое решение действительно будет принято, ждать не приходится. Сюрпризом будет, если ФРС, например, вдруг решит повременить, но вероятность такого все же близка к нулю. Поэтому сейчас всех гораздо больше волнует, как быстро ФРС будет повышать ставку в дальнейшем? Ведь та налоговая и бюджетная политика, которая заявлена избранным президентом США, может привести к тому, что ФРС будет вынуждена ускоренно повышать ставку, чтобы удержать под контролем инфляцию в стране. А от этого, в свою очередь, будет зависеть, как быстро и как далеко будет укрепляться доллар…

Константин Гуляев:

– Мне кажется, рынки отреагируют прежде всего на комментарий, которым ФРС сопроводит свое решение. Если в нем основной акцент будет сделан на силе экономики, или, не дай Бог, проявится некий намек на обеспокоенность по поводу грядущего инфляционного давления, это, безусловно, повлияет на ожидания рынка. Если из комментария будет следовать, что в следующем году нас ожидают, как минимум, два новых повышения ставки, а может быть и больше, то, безусловно, это повлечет за собой новое укрепление доллара, и, возможно, распродажу активов на других рынках. Если же комментарий ФРС окажется, наоборот, довольно мягким – как принято говорить, “голубиным”, то возможна обратная реакция, которая проявится, скорее, в продажах доллара на мировом валютном рынке.

 

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *