Мир в Сирии, будущее Ирана, союз против Китая, судьба ЕС и постсоветского пространства — эти темы вновь становятся актуальными для Москвы и Вашингтона.

Среди российских экспертов расхожим мнением о Трампе является такое: он умеет договариваться, он опытный переговорщик. Не буду спорить, возможно и так. Но, во-первых, уже ясно, что новый президент США будет договариваться в своих, а не в чьих-либо еще интересах. А во-вторых, для того, чтобы одна сторона договорилась с другой необходимо, чтобы согласие было взаимным. Так вот, Дональд Трамп действительно может сильно желать договориться с Владимиром Путиным по тем или иным вопросам. Другое дело захочет ли договариваться с ним Путин.

Не стоит забывать, что Барак Обама, к концу президентского срока которого отношения Москвы и Вашингтона ухудшились до предела, тоже кое о чем сумел договориться с Кремлем. Например, об участии российских вооруженных сил в процессе, который на сленге официальных лиц называется «борьбой с терроризмом» в Сирии. Правда, потом все пошло не совсем по тому сценарию, на который рассчитывали в Белом доме. Москва, к изумлению «американских партнеров», принялась делать в Сирии то, чем, собственно, там занимались и занимаются все остальные — борьбой за свои интересы. Во всяком случае, так, как их понимают в Кремле. Представителем интересов Москвы в Сирии, как известно, является президент Башар Асад. Вот его и стали усиленно поддерживать там российские ВКС.

Американцы наивно полагали, что Кремль, войдя в Сирию в составе коалиции под чутким руководством США, оставит в покое Украину и, наконец, переключится на «общественно полезное дело» — борьбу с исламистами. Вместо этого вооруженные силы РФ начали сражаться на стороне Асада.

Как бы Запад этим ни возмущался, в Сирии заключена еще одна сделка. Формально речь идет о соглашении между Россией, Турцией и Ираном о мирном урегулировании сирийского конфликта. Фактически это раздел зон влияния между тремя крупными региональными игроками, проводящими наиболее масштабные боевые операции в Сирии.

Характерно, что никаких комментариев со стороны как уходящей, так и идущей ей на смену американской администрации по поводу этих соглашений мы пока не услышали. Что, в общем, объяснимо. Сирия, не имеющая серьезных запасов нефти, судя по всему, на уровне негласных договоренностей будет признана американцами зоной влияния России. А вот Ирак, обладающий третьими после Саудовской Аравии и Ирана запасами углеводородов, вероятно, останется в зоне влияния США.

Сделка РФ, Турции и Ирана, кстати, предусматривает и уход (под определенные гарантии) Башара Асада с поста президента, что, напомню, было едва ли не главной объявленной целью военной операции США в Сирии. Однако учитывая, что инициативу в этой операции перехватили три названные страны, не сложно предположить, что кандидат в преемники Асада должен устраивать, прежде всего, Москву, Анкару и Тегеран.

Тут надо вспомнить, что довоенная Сирия рассматривалась в США, прежде всего, как противник Израиля. В свою очередь Трамп уже после своего избрания заявил о решительной поддержке Тель-Авива. Соответственно можно предположить, что одним из требований новой американской администрации к преемнику Асада станет отказ от антиизраильской политики. И вот здесь Трамп вполне может договориться с Владимиром Путиным, который традиционно поддерживает дружеские отношения со всеми израильскими руководителями.

Судя по сообщениям СМИ, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пообещал Москве не вмешиваться в сирийский конфликт, заметив при этом, что не позволит Ирану атаковать его страну через Сирию. Однако нынешний президент Ирана Хасан Рухани явно не производит впечатление религиозного фанатика. Кроме того, даже если его и не будет устраивать кандидатура нового сирийского лидера, Иран в рамках тройственного союза с Россией и Турцией все равно останется в меньшинстве, поскольку турецкий лидер Реджеп Эрдоган также не стремится ухудшать отношения с Израилем.

Таким образом, мы видим, что политическое урегулирование в Сирии под эгидой вооруженных сил Российской Федерации худо-бедно налаживается. Причем здесь вполне могут быть учтены интересы не только РФ, Турции и Ирана, но и США с Израилем.

Однако разрушенная войной, не слишком богатая энергоресурсами Сирия может оказаться первой и последней зоной, в которой Америка Трампа и Россия Путина смогут разойтись относительно мирно. В остальных частях света все куда сложнее. В частности, это касается Ирана. Как известно Барак Обама в США остался почти в полном одиночестве, сняв санкции с Тегерана. Его сделку с Ираном осуждает большинство в Конгрессе и, конечно же, Израиль.

В свою очередь, Трамп однозначно заявил о поддержке Израиля и, можно не сомневаться, постарается отменить решения Обамы по соглашению с Ираном. У него для этого есть свои экономические резоны. Дело в том, что Иран, вернувшись на рынок углеводородов, неизбежно обрушит там цены. А Трамп делает ставку на то, что США из потребителей энергоресурсов должны стать их экспортерами — как за счет традиционной нефти, которой в Штатах довольно много, так и за счет сланцевых месторождений, которые уже вполне конкурентоспособны.

В такой энергетической политике Иран, демпингующий на мировом рынке нефти, Соединенным Штатам совсем не нужен. К тому же от ухудшения экономических отношений с этой страной Штатам ни тепло, ни холодно. Торговыми партнерами они не являются уже десятки лет. А вот нынешнюю Россию и Иран объединяют не только общие духовные скрепы и консервативные ценности. Две страны связаны довольно серьезными межгосударственными соглашениями. В частности, Россия строит вторую очередь атомной электростанции в Бушере и продает иранцам военную технику на миллиарды долларов.

Суммируя все это, становится очевидно, что по Ирану у США с Россией никакого особого согласия не получится. Мы вполне можем себе представить, что Трамп добьется отмены «ядерной сделки» с Ираном, заключенной Обамой, но очень трудно представить, что нынешняя Россия поддержит новый режим санкций против этой страны.

Еще хуже могут обстоять дела на китайском направлении. Как известно, у Трампа есть определенные резоны повысить импортные пошлины на товары из КНР. Он считает, что таким образом простимулирует американский капитал вернуться в США и начать реиндустриализацию собственной страны. Однако пока это всего лишь планы, на пути реализации которых могут возникнуть серьезные препятствия.

Во-первых, американский капитал может уйти не на родину, а в другие страны — Юго-Восточную Азию, Африку, Латинскую Америку. Во-вторых, резкое повышение импортных пошлин на китайские товары может привести к росту цен в самих США. Как на это отреагирует тот самый рабочий класс, интересы которого якобы представлял на выборах миллиардер Трамп, тоже большой вопрос.

Из тех сведений о плане бывшего госсекретаря Генри Киссинджера, подготовленном для Трампа, которые просочились в СМИ, мы знаем, что там специально оговаривается, что союз с Россией Америке необходим именно против Китая. Однако вопрос в том, нужно ли Москве портить отношения с Пекином?

С одной стороны, Китай практически уже вытеснил Россию из Средней Азии. При этом товарооборот между КНР и самой РФ, и так не очень высокий, в последние годы продолжает снижаться и уже меньше, чем у Китая с Южной Кореей. Кроме того, дешевые китайские товары заполонили не только США, но и Россию, и здесь мешая развитию отечественного производства.

Таким образом, приходится констатировать, что у России и Китая есть действительно серьезные экономические противоречия. Возможно, даже более серьезные, чем у Китая и США.

С другой стороны, Россия, имеющая с Китаем более 4000 км общей границы, пока не горит желанием наживать себе под боком такого мощного врага. Малейшее ухудшение российско-китайских отношений сразу же реанимирует исторические территориальные претензии Китая к РФ, о которых в Поднебесной никогда не забывали…

Приход к власти в США Трампа ставит нынешнюю РФ перед очень непростой дилеммой. На одной чаше весов — мирное сосуществование с Китаем, которое выражается в основном в рукопожатиях и взаимных улыбках руководителей обеих стран, да поддержке Пекином действий Москвы в Совете Безопасности ООН, при одновременном непрерывном нарастании объективных экономических противоречий с Поднебесной. На другой — переход в стан открытых союзников в Вашингтона, действия которого в отношении Пекина неизбежно приведут, как минимум, к торговой войне с КНР.

Что может Трамп предложить Путину в качестве компенсации за охлаждение отношений с Китаем? Американские инвестиции в нефтяную и газовую отрасль России? Возможно. Но станет ли это достаточной компенсацией, учитывая возможный масштаб потерь от участия Москвы в полномасштабном противостоянии с Пекином?

В любом случае, если Трамп после инаугурации 20 января начнет в полном объеме выполнять свои внешнеполитические предвыборные обещания, это станет рискованной игрой, которая может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Что касается Европы, то Кремль более чем устроит охлаждение отношений США и Евросоюза, которое может наступить при Трампе. Однако кроме того, что европейцы наконец перестанут благоденствовать и обзаведутся собственной армией, это может больше ничего и не дать.

Конечно, многое будет зависеть от предстоящих в 2017 году президентских выборов во Франции и парламентских выборов в Германии. Европа тоже стоит сейчас у развилки. Из нынешнего похолодания в отношениях с Россией (и возможного уже и с США) она может выйти вновь раздробленной на отдельные национальные государства, а может, наоборот, — окрепшим и консолидированным союзом свободных народов.

Так или иначе, но Москве, где все глубоко убеждены, что европейцы выступают марионетками США, вскоре возможно придется узнать неприятную новость. А именно, что у европейцев есть свой взгляд на мировой порядок, и если он совпадал с позицией Обамы, это вовсе не значит, что Старый Свет продолжит смотреть в рот и новой администрации в Вашингтоне.

Гласное или негласное признание Украины и других стран СНГ зоной интересов Москвы, которое также прописано в пресловутом «плане Киссинджера», конечно, вдохновляет ястребов в России. Однако иллюзия военной мощи и непобедимости в обозримом будущем может обернуться против них, если выяснится, что Украина, Белоруссия и Молдавия — это самостоятельные субъекты международной жизни, не желающие быть «зоной» чьих-то интересов.

Кроме того, кто бы ни пришел к власти в Германии и Франции, и что бы ни думали о постсоветском пространстве в Вашингтоне и Москве, Украина, Белоруссия и Молдова при всех раскладах всегда смогут рассчитывать на солидарную поддержку Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Румынии, объединенный промышленный и человеческий потенциал которых вполне сопоставим с российским.

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *