Экологический кризис в Китае

Недавнее сообщение об объявлении «оранжевого» уровня опасности в Пекине из-за увеличения концентрации смога, густо окутавшего столицу КНР, вновь привлекло внимание общественности к экологическим проблемам Китая. За бурный промышленный и экономический рост Поднебесная платит огромную цену. Загрязнение воздуха, городов и водоемов в Китае превосходит мировые показатели. Тяжелое состояние китайской экологии уже перестало быть внутренней проблемой КНР. Огромный ущерб, наносимый китайской промышленностью окружающей среде, уже затрагивает соседние страны и планету в целом и может стать причиной осложнения международных отношений.

Одна из самых важных проблем – загрязнение атмосферы. В большинстве китайских городов его предельно допустимый уровень превышен в несколько раз. Дымовой туман, вызванный работой угольных ТЭЦ и предприятий тяжелой промышленности, – давняя и постоянная проблема Китая. Особенно она ощутима сейчас в районе китайской столицы и прилежащих районах Северного Китая. В 2015 г. пекинский воздух достиг рекордного уровня загрязнения. Весь год интернет пестрил фотографиями затянутого туманом Пекина и его жителей в респираторах.

Заметное ухудшение произошло в конце ноября 2015 г., скорее всего, в связи со стартом отопительного сезона, поскольку большая часть загрязнения приписывается угольным ТЭЦ. Примерно 80% китайских ТЭЦ использует уголь, частицы которого, образующиеся при сжигании, признаны одним из главных загрязнителей воздуха, способствующим развитию парникового эффекта.

Вторым по значимости источником угрозы в городах считаются выхлопные газы автомобильного транспорта. В ноябре концентрация опасных для здоровья веществ в воздухе Пекина превысила нормы Всемирной организации здравоохранения более чем в 17 раз. Тогда властями города также был объявлен «оранжевый» уровень. Этот уровень не самый страшный, однако при нем заводы и фабрики получают приказ сократить производство, налагается запрет на перевозки стройматериалов и производственных отходов, а также на въезд в город тяжелых грузовых машин. Видимость на дорогах в пределах Пекина тогда упала до нескольких сот метров.

Позднее был объявлен и «красный» уровень опасности, наивысший. Снят он был лишь 22 декабря 2015 г. И вот, 25 декабря, вновь объявлен «оранжевый». По нормативам Всемирной организации здравоохранения, предельная допустимая концентрация вредных для человека микроскопических частиц в воздухе – 25 микрограммов на кубический метр за сутки. Как сообщают источники в посольстве США, 25 декабря норма была превышена в 25 раз, уровень загрязнения составил 620 микрограммов. Из-за снижения видимости Пекинский международный аэропорт отменил несколько сотен рейсов. Кроме Пекина еще около 50 городов на севере и востоке Китая переживают сходные проблемы. На севере жителям 10 больших городов власти рекомендовали не покидать жилища из-за превышения уровня токсических веществ в воздухе. Для детей отменяются занятия вне школы, снижается производство промышленных предприятий.

Текущие проблемы в районе Пекина – это лишь верхушка айсберга, которая должна привлечь внимание к огромному комплексу экологических проблем Китая, накопившихся за годы неконтролируемой индустриализации. Власти КНР начали задумываться о них относительно недавно, когда состояние экологии в стране уже стало угрозой национальной безопасности. Загрязнение воздуха, воды и почвы приводит к огромному числу тяжелых заболеваний среди населения. По данным Всемирного банка, от смога в Китае за год умирает 750 тыс. человек. Тысячи людей страдают от некачественной питьевой воды и кислотных дождей. Ситуация уже стала опасной для внутренней политической стабильности КНР: с 2011 г. заметно участились протесты населения, направленные в первую очередь против дальнейшего развития опасных производств. Во многих регионах собираются многотысячные митинги, нередко переходящие в беспорядки, во время которых происходят столкновения с полицией и погромы правительственных зданий. К самым масштабным событиям последних лет можно отнести выступления против сооружения рудоперерабатывающего завода в г. Шифан в провинции Сычуань; против работы химзаводов в городах Далянь, Нинбо и др.

Сложившаяся обстановка давно требует отчаянных мер, причем весьма длительных. Летом 2013 г. стартовала программа охраны окружающей среды. В том числе Госсовет КНР принял «План по предотвращению и контролю за уровнем загрязнения воздуха на 2013-2017 годы». В программу было решено вложить более 600 млрд долларов. После многочисленных проверок в 2015 г. китайское правительство решило закрыть около 17 тыс. предприятий, которые загрязняли окружающую среду, и еще более 28 тыс. были вынуждены приостановить работу. По данным министерства охраны окружающей среды КНР, почти 1,5 млн предприятий на всей территории страны подверглись тщательной инспекции. Большое число проверок было инициировано гражданами, обратившимися с жалобами на загрязнение окружающей среды.

Несмотря на все эти меры, китайский экологический кризис, по всей видимости, минует не скоро. Растущая экономика Китая требует все новых ресурсов. Поскольку потребность в электроэнергии непрерывно растет, строительство ТЭЦ в КНР продолжается. В ближайшие годы в стране могут заработать более 500 новых станций. Несмотря на то что весной 2002 г. КНР ратифицировала Киотский протокол, ограничения вредных выбросов в атмосферу на нее не распространяются как на развивающуюся страну.

Также непрерывно увеличивается количество автомобилей, по темпам роста которого КНР может скоро догнать США. В настоящее время правительство КНР принимает меры по максимальной популяризации электромобилей, не загрязняющих окружающую среду. Однако конец эры двигателей внутреннего сгорания в ближайшем будущем не предвидится. Все это делает Китай одним из главных виновников глобального потепления, которое является уже угрозой экологической безопасности всего мира.

Более того, есть и другие экологические проблемы: неконтролируемый сброс сточных вод и ядовитых отходов в реки и морские прибрежные воды, пронизывающие огромные территории; непродуманная сельскохозяйственная деятельность, ведущая к эрозии почвы и превращению пахотных земель в пустыни, – все это ощущают на себе ближайшие соседи Китая.

В частности, сток вод двух с лишним десятков рек на территорию Центральной Азии происходит с территории КНР. Китай осуществляет широкую программу вовлечения в хозяйственный оборот водных ресурсов этих рек, причем нередко без учета интересов стран, расположенных ниже по течению.

Россия тоже в зоне риска: здесь уместно вспомнить неоднократные выбросы ядовитых веществ с китайских заводов в реку Сунгари, являющуюся притоком российского Амура. Предприятия, не оборудованные очистными сооружениями, напрямую сбрасывают сточные воды в реку, и эта вода течет на территорию РФ, угрожая катастрофой всему Приамурью. При этом китайская сторона активно замалчивает эти факты, не реагируя на обращения российских властей.

В результате этих событий было принято решение о создании в Хабаровске аналитического центра контроля качества воды рек Амур и Уссури и увеличении количества гидрологических постов на самих реках.

А не далее как в июне 2015 г. в Душанбе прошла Международная конференция высокого уровня по итогам Международного десятилетия действий «Вода для жизни – 2005-2015», которая собрала около 1,5 тыс. политиков и специалистов из 100 стран мира. На конференции президент Таджикистана Э. Рахмон предложил провести новое Международное десятилетие действий под девизом «Вода для устойчивого развития». По итогам этого масштабного мероприятия была принята Душанбинская водная декларация, однако она не носит технического характера, освещая лишь общие цели.

Становится очевидным, что китайская экологическая катастрофа – это не внутренняя проблема КНР, а международная, и чтобы решить ее, необходимы совместные усилия мирового сообщества. Дело остается за малым: убедить Китай в скорейшем времени пойти на конструктивное сотрудничество с другими странами в решении экологических задач.


Дмитрий Бокарев

Источник: ru.journal-neo.org

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *