Мимо Рио?

В российском спорте грянул новый, небывалый прежде по силе и возможным последствиям скандал: независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) обнаружила в российской лёгкой атлетике «системное применение допинга» и рекомендовала отстранить российских легкоатлетов от международных соревнований, в том числе и от Олимпиады-2016. Вероятно, этот скандал не останется в российских границах и станет лишь началом череды разоблачений по систематическому применению допинга в лёгкой атлетике.

В последние месяцы допинговые скандалы стали для российской лёгкой атлетики привычным, можно сказать, рутинным делом. Настолько рутинным, что уже и вроде бы не страшным: ну что может напугать после полной дискредитации (и последующей за ней дисквалификации) громивших в мире всех и вся чувашских мастеров спортивной ходьбы или обвинений в тотальном допинге, выдвинутых показанным немецким телеканалом ARD фильмом режиссёра Хайо Зеппельта (Hajo Seppelt) «Как Россия делает своих победителей».

На скандал с ходоками в России, кстати, отреагировали адекватно и жёстко – полной сменой руководства Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА). А вот к фильму Зеппельта отнеслись во многом по привычному в последние годы для Москвы принципу «сам дурак»: доказательств, мол, там никаких нет, а потому всё это сплошная клевета и «заказуха», о которой можно и нужно быстро забыть.

С доказательствами, кстати, и до сих пор далеко не всё ясно. А вот забывать, оказывается, не стоило. И в привычно безразличном стиле реагировать на совсем недавний арест бывшего президента Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) Ламина Диаку (Lamine Diack), обвинённого французской прокуратурой в получении взяток от Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) за сокрытие допинговых дел российских спортсменов, тоже не стоило – как выяснилось, это стало первым итогом работы созданной для расследования изложенных в фильме Зеппельта сведений независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA). Первыми, но отнюдь не последними.

Обнародованный в прошлый понедельник доклад комиссии можно легко сравнить с мощной бомбой. Взорвавшейся, увы, именно там, куда целил и Зеппельт. Причём взорвавшейся с такой силой, что «осколки» грозят зацепить не только видных функционеров (вплоть до министра спорта РФ Виталия Мутко) и всемирно известных спортсменов и тренеров, но и вообще лишить российских легкоатлетов права выступить на Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро.

Привести здесь более чем 300-страничный доклад, в котором подробно рассказано, как исследовался каждый эпизод обвинений, прозвучавших в фильме – некоторые эпизоды расследования звучат, как детективные рассказы – увы, невозможно. Но если коротко резюмировать выводы, к которым пришли в своём расследовании комиссия во главе с экс-президентом WADA Ричардом Паундом (Richard Pound), картина получится удручающая.

По мнению членов комиссии, их расследование показало, что многие российские легкоатлеты действительно принимают допинг. Что использование допинга легкоатлетами – не единичные случаи, а целая система, глубоко укоренившаяся практика обмана ради победы любой ценой, исходящая от уверенности в том, что «все остальные тоже обманывают». Что в антидопинговой системе России имели место случаи коррупции. Что Министерство спорта РФ покрывало использование допинга, а в работу аккредитованной ВАДА московской лаборатории вмешивались специалисты ФСБ России.

Жёстко, не правда ли? Но, хотя с доказательствами не всё ясно (не считать же за таковые сообщения типа «В ходе различных интервью, проведённых следователями НК, персонал Московской лаборатории и спортсмены сообщили, что Минспорта оказывал влияние на работу лаборатории»), меры, рекомендованные комиссией, оказались жесточайшими. Предлагается не только пожизненно дисквалифицировать замешанных в скандале функционеров, тренеров и спортсменов, лишить аккредитации Московскую антидопинговую лабораторию и приостановить деятельность ВФЛА в IAAF, но и – самое страшное – отстранить российских легкоатлетов от участия во всех соревнований, включая Олимпиаду-2016 в Рио-де-Жанейро.

Реально ли это? Вполне. Иначе министр спорта РФ Виталий Мутко не пытался бы вместо того, чтобы привычно отвергать обвинения, «подстелить соломки». «Когда идёт изоляция, это плохо для всех, – заявил министр спорта РФ. – Это огромный, важный вид спорта, делегация из сотни человек и больше, не должны они страдать из-за пяти-шести человек. Проблемы в лёгкой атлетике есть не только у нас, это нельзя отрицать, но ведь так можно договориться и до того, чтобы вообще всю лёгкую атлетику дисквалифицировать со стороны МОК».

Со «всей лёгкой атлетикой» Мутко, пожалуй, перебрал. Да проблемы с допингом действительно есть не только у России – но именно у России их скопилось столько, сколько другим и не снилось. А потому доклад комиссии вызвал такую бурю возмущения в спортивном мире (конечно, и без желания добить конкурента тоже не обошлось – ведь в лёгкой атлетике на Олимпиаде разыгрывается более 15 процентов медалей), что отказ в допуске российских легкоатлетов в Рио не кажется сегодня совершенно невозможным.

Впрочем, не будем забегать вперёд. 18 ноября WADA рассмотрит результаты расследования на своём исполкоме – тогда, может быть, что-то и прояснится. Пока же нам остаётся только надеяться на лучшее – на то, что российской лёгкой атлетике, сурово наказав, дадут всё-таки шанс на «очищение Олимпийским огнём».

А вот есть ли шанс избежать тюремного срока у Ламина Диака – большой вопрос. Как выяснилось, две главы из доклада комиссии пока не обнародованы именно потому, что переданы французской прокуратуре. Так что для 82-летнего Диака, выпущенного ныне под залог, ничего не кончено: расследование о якобы переведённых из России на его счёта более чем миллионных взяток продолжается.

Александр Левит

Источник: rg-rb.de

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *