В следующем году страну может ожидать очередной майдан, отставка президента и новое правительство во главе c Юлией Тимошенко. Возможно, Украина повторит сценарий Ливии 2011 г. или Польши 1939-го.
Эксперты Украинского института будущего (УИБ) презентовали политический прогноз для Украины на следующий год. По их мнению, возможны три базовых сценария: управляемая дестабилизация, стабильность и неуправляемая дестабилизация.
Управляемая дестабилизация
Вероятность развития этого сценария — около 80%. Поскольку в следующем году Европу ожидают президентские выборы во Франции и парламентские в Германии, то поддержка со стороны этих стран для Украины будет минимальной. Тем не менее внешние партнеры могут вынудить Петра Порошенко пойти на досрочные парламентские выборы и формирование новой коалиции, которая возьмет на себя ответственность за выполнение договоренностей «Минск-2».
Президенту перевыборы невыгодны, поэтому он по возможности будет оттягивать это решение, но если давление со стороны недовольного населения и внешних игроков возрастет, то парламентские выборы могут состояться уже весной следующего года. В таком случае возможны два варианта развития событий, которые для президента одинаково нежелательны.
В первом случае Порошенко попробует получить большинство в Раде, понижая рейтинги оппонентов, особенно Юлии Тимошенко. Например, ему на руку появление в оппозиции Михеила Саакашвили — тот сможет забрать часть электората у Тимошенко. В результате новый парламент будет состоять из множества маленьких фракций, такое правительство не в состоянии быстро принимать стратегические решения. Поэтому во второй половине 2017 г. может наступить очередной политический кризис и даже встать вопрос о проведении досрочных президентских выборов. Эксперты также не исключают оглашение конституционного конвента и создание технического правительства, как было в Тунисе в 2013 г.
Во втором случае Порошенко не мешает оппозиции, и в результате выборов формируется антипрезидентское правительство, как было в 2007 г. Существует большая вероятность, что его опять возглавит Юлия Тимошенко. Но так как рейтинги у нее невысокие, коалиция будет нестойкой. Чтобы получить внешнюю поддержку, она будет вынуждена выполнять «Минск-2», это приведет к конфликту Рады и президента, который выступает против этих соглашений. Эксперты полагают, что это может существенно понизить рейтинг Порошенко, как случилось с Виктором Ющенко в 2009 г., или привести к последствиям, как и в первом случае.
Если же Порошенко откажется от парламентских перевыборов и в стране обострится внутреннеполитическая ситуация, то существует вероятность социального взрыва. По результатам опроса УИБ, так считает 39,2% населения. Уличные протесты могут привести к повторению сценария 2013-2014 гг., или же президент подаст в отставку, как это сделал Леонид Кучма в 2004 г. США, Россия и Европа могут вмешаться в ход выборов и поддержать какого-то нового и пока неизвестного кандидата, но хорошие шансы на победу имеет и Юлия Тимошенко.
Не исключают эксперты и силовой поворот.
«Если мы приходим к тому, что старыми методами невозможно решить конфликты, появляется соблазн сыграть в силовой вариант, т. е. попытаться с помощью насильственных методов сформатировать власть под себя», — поясняет директор программ международной и внутренней политики УИБ Юрии Романенко.На такой шаг может решиться сам президент, если будет угроза потерять власть из-за протестов населения. В таком случае он введет военное положение под предлогом обострения ситуации на востоке. Это обеспечит ему контроль над регионами и укрепление внутренней легитимности. Такой вариант эксперты прогнозируют на конец 2017 г.
Силовой поворот могут также совершить представители коалиции, у которых будет внешняя поддержка, например России. Попытку повалить режим Порошенко могут реализовать в начале марта 2017 г., когда Дональд Трамп официально станет президентом.
Если переворот будет успешным, то на ближайшие несколько лет Украину ожидает более авторитарный режим и радикальная политика реформ. Если попытка будет неудачной, то власть теряет контроль над регионами и лишается внешней поддержки, это может привести к сценарию неуправляемой дестабилизации.
Неуправляемая дестабилизация
Эксперты считают, что вероятность такого развития небольшая — 5–10%. Этот сценарий возможен, если Россия начнет масштабные боевые действия в Донбассе, Украина потеряет часть своих территорий и доступ к морю. Пример такого сценария — Польша в 1939 г. или Южная Корея в 1953 г. Но в таком случае США и ЕС не останутся в стороне — Россия получит жесткие санкции, а Украина — финансовую поддержку и переформатирование государства.
Также к дестабилизации может привести конфликт центра и регионов. Если Киев передаст часть полномочий регионам, но откажется финансировать там бюджетные учреждения. На большие города такое решение не повлияет, а вот в маленьких дотационных может вызвать бунт. Такая ситуация будет на руку России.
Спонтанные протесты масс, такие как случились в Кривом Озере, тоже подорвут стабильность государства. Такие микроконфликты могут возникать все чаще, а власть не сумеет с ними справиться. Похожая ситуация случилась в 1918 г., когда из-за восстаний пришла к власти Директория УНР.
«При неуправляемой дестабилизации страна уходит в аут, как это произошло с Сирией или Ливией», — комментирует Романенко.
Стабильность
Эксперты не исключают и более оптимистичное развитие событий, но его вероятность тоже 5–10%. Если Украина будет иметь внешнюю поддержку и достаточно ресурсов, то следующий год будет повторять политический режим Ющенко 2006–2008 гг. Но для его реализации нет ни внешних, ни внутренних предпосылок.
Эксперты полагают, что Петру Порошенко будет крайне сложно сохранить стабильность своего режима в следующем году. Среди ключевых заданий, которые будут решать власти, — покрытие негативного сальдо платежного баланса, избежание протестов масс и оттягивание выполнения договоренностей «Минск-2».
Эксперты считают, что из сложившейся ситуации Украина выйдет с минимальными потерями, если согласится на статус нейтрального государства и подпишет договор с США, Европой и Россией. Согласно этому документу вопрос Крыма снимается с повестки дня, Украина возвращает Л/ДНР или полностью прекращает их обеспечивать, получает безвизовый режим с ЕС и доступ на рынки России и Европы.