По мнению экспертов КНР, надо было использовать БПЛА, но хороших аппаратов у Москвы нет.
Гибель российского Су-25 в небе Сирии имела неожиданные последствия — Китай воспользовался трагедией для рекламы своих вооружений на мировом рынке. О том, что вместо российских самолетов целесообразнее использовать разведывательно-ударные беспилотники, в частности, китайские Rainbow CH-4 написало издание Sina.com.
По мнению издания, советские штурмовики Су-25 устарели и не подходят для участия в современных войнах. На них, утверждают китайцы, установлено не отвечающее современным требованиям электронное оборудование и системы предупреждения ракетного нападения. Из-за этого медленные Су-25 уязвимы для атак почти любых ПЗРК.
По экономическим причинам Россия не смогла модернизировать Су-25 до более продвинутого Су-39, разработанного еще в 1990-х годах. На старых машинах были применены лишь некоторые технологии Су-39, что позволило создать Су-25СМ3, отмечает Sina.com. Одна из этих машин, похоже, и была сбита в Сирии.
Такой же вывод сделал и бывший военный инженер Виктор Алкснис. «Судя по окраске обломков сбитого самолета и синему бортовому номеру „06“ был сбит самолет новейшей модификации Су-25СМ3», — написал он на своей странице в Фэйсбук. Ранее о предстоящей переброске в Сирию «неуязвимых грачей» — Су-25СМ3 сообщала пресса.
Речь тогда шла о четырех новейших штурмовиках, которые «будут уничтожать боевиков днем и ночью». Их неуязвимость объяснялась наличием на борту комплексом самозащиты «Витебск», защищающим «сушку» от переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» и «Стрела», а также от дальнобойных зенитных систем типа «Пэтриот», «Бук» и т. д.
По мнению Алксниса, российское военное руководство поверило в неуязвимость Су-25СМ3 и убедило в этом летчиков. В результате, они перестали использовать ручной отстрел тепловых ловушек, так как у боевиков отсутствовали ПЗРК, а поразить Су-25 с помощью малокалиберной зенитной артиллерией, которой располагали боевики, почти невозможно.
Однако, продолжает бывший военный, у боевиков все же нашелся один ПЗРК. Возможно, это был советский комплекс «Игла», отбитый недавно протурецкими террористами у курдов. Его они и применили. Выяснилось, что бортовой комплекс самозащиты «Витебск» совсем не делает «сушку» неуязвимой и требует дальнейшей доработки.
Возможно, испытания в условиях реальной войны могли быть одной из целей отправки таких машин на Ближний Восток.
После трагедии полеты Су-25 на высоте менее пяти километров были запрещены. Однако это скажется на боевой эффективности штурмовика, так как он предназначен для атак наземных целей на малых высотах, делает вывод Алкснис.
Военный эксперт, главный редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев, считает, что совсем обезопасить полеты не способна никакая, даже самая совершенная техника.
— Надо понимать, что наличие на борту самолета комплекса защиты вроде «Витебск» просто снижает вероятность поражения. Оно не позволяет избежать поражения полностью.
Вполне может быть, что наш Су-25СМ3 просто попал в засаду. Никто не ожидал, что на земле будут части, у которых на вооружении есть ПЗРК и соответственно, пилоты могли быть на некотором «расслабоне». Никто не включал, допустим, автоматическое оповещение защитных систем, вручную никто ими тоже не пользовался. Но достоверно, конечно, судить об этом нельзя.
«СП»: — Наше Минобороны заявило о «наблюдательном» характере полета…
— Если самолет совершал облет, не занимался ударной работой, то можно поверить китайцам и спросить: зачем на облет погнали боевой самолет с пилотом, если можно было использовать беспилотник? Другое дело, если беспилотников нет. Наверное, действительно нет с такими возможностями, раз все-таки погнали самолет.
«СП»: — Китайцы попрекают Россию, что из-за слабой экономики она не смогла модернизировать Су-25 до Су-39…
— Су-39 — это специализированный противотанковый вариант Су-25 со значительно усиленными средствами обнаружения, целеуказания и с новым ударным комплексом. Там должны были стоять новые противотанковые ракеты «Вихрь». Этот самолет начал создаваться еще в советское время. Его назначение — поражение танков в случае большой войны на европейском театре военных действий. Поэтому он должен был иметь более мощную защиту от ракет, в том числе, с инфракрасным наведением.
Однако по цене этот самолет получался достаточно дорогим, и поэтому его производство было признано нецелесообразным. Решили ограничиться модернизацией имеющихся Су-25. Тем более что в наше время противотанковые возможности Су-39 никому особенно не нужны. Потому что, на самом деле, всерьез воевать с НАТО, несмотря на все заявления, никто не собирался. То есть, был выбран путь наиболее приближенный к реальным задачам.
Вообще, я не думаю, что если бы в Сирии на месте нашего Су-25СМ3 был бы вдруг Су-39 все сложилось принципиально иначе. Пятьдесят на пятьдесят.
А вот эксперт по беспилотникам, главный редактор сайта uav.ru Денис Федутинов видит в ремарках, сделанных в китайской прессе, рациональное зерно.
— Действительно беспилотники способны, пусть пока и отчасти, заменить пилотируемые самолеты. Опыт тех же США наглядно показывает успешность использования подобного подхода в операциях против слабо вооруженного противника. Причем, речь может идти как о выполнении разведки и наблюдения, как это по информации Минобороны РФ было в случае с потерянным в Сирии Су-25, так и об ударных задачах.
Конечно, боевая нагрузка у беспилотников меньше, чем у пилотируемых самолетов, но упомянутое преимущество в части отсутствия риска для экипажа, на мой взгляд, способно перевесить этот недостаток.
«СП»: — Публикация на Sina.com выглядит как откровенная реклама…
— Китай решает, таким образом и чисто маркетинговые задачи, намекая потенциальным заказчикам, что они могут приобрести у них подобные беспилотные системы. Действительно, в КНР ведутся весьма масштабные работы по развитию тематики систем БПЛА — параллельно создаются несколько линеек таких систем. Более консервативные, но при этом более проверенные решения идут в Народно-освободительную армию Китая, а более инновационные, но вместе с тем и более рискованные, могут поставляться внешним заказчикам. В любом случае, внешние рынки для них представляют большой интерес.
«СП»: — Китайское качество все же небезупречное… Оно устраивает потребителей на мировом рынке?
— Да, конечно, те БПЛА, что предлагаются китайскими разработчиками, пока уступают по своим возможностям образцам, производимым Соединенными Штатами и Израилем, которые на настоящий момент являются признанными мировыми лидерами в данной области. Однако китайские беспилотники существенно дешевле американских и дешевле израильских. Это одна из причин, по которой Китай в настоящее время становится одним из ведущих экспортеров систем БПЛА.
Вторая причина — очень избирательный подход Вашингтона к вопросу разрешения на поставку подобных систем за рубеж, а также способность оказать давление на Израиль в части ограничения поставок беспилотников в ту или иную страну.
«СП»: — Но России-то, даже если у нас пока нет таких аппаратов, китайские беспилотники вряд ли подойдут?
— Что касается российских Вооруженных сил, то у китайских беспилотников здесь нет шансов. Около десяти лет назад в Минобороны РФ была осознана необходимость в развитии данного, ранее весьма серьезно запущенного направления. В качестве временной меры предлагались, в частности, закупки за рубежом. Разумеется, американские беспилотники нам никогда не были доступны, однако, рассматривался вопрос приобретения беспилотников Heron в Израиле. Впрочем, до контракта дело так и не дошло.
В итоге, Минобороны России были инициированы собственные разработки. Сейчас отечественные БПЛА «Орион» и «Альтаир» близкие по размерности к американским Predator и Reaper, находятся на этапе летных испытаний. Я надеюсь, что они не займут много времени и в этом, или следующем году какие-то из этих систем уже поступят в российские войска и смогут применяться для решения разведывательных, а возможно, и разведывательно-ударных задач.