Два белоруса проехали на своих Tesla от Минска до Мурманска и вернулись обратно. На это им понадобилась почти неделя. Как же они заряжались в российской глубинке? О своих приключениях рассказал один из участников пробега, Вадим Шут, давний поклонник электромобилей.

Белорусская Tesla за Полярным кругом — редкое явление

Дизель-генератор решает проблемы с инфраструктурой

Автопробег на электромобилях под названием Arctic rally организовали норвежское экологическое объединение BELLONA и Ассоциация автомобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Санкт-Петербурга. Собственно, целью акции было привлечь внимание властей к отсутствию зарядной инфраструктуры. Возникает вопрос: а при чем здесь белорусы?

— Через общих знакомых на нас вышел губернатор Мурманской области и предложил принять участие в пробеге. С норвежской стороны должны были приехать восемь Tesla, а с российской — шесть машин. Но в итоге с нашей стороны поехали два белоруса, и еще одна машина присоединилась к нам в Питере. Российские владельцы Tesla как-то не очень активно поддержали идею автопробега. А мы это сделали больше для себя. На двух машинах поехали втроем, подменяя друг друга. Это было отличное, хоть и немного экстремальное, путешествие, — говорит Вадим.

Автомобили Tesla для участия в автопробеге никак особенно не готовили. Зарядили батареи до 100% в Минске и поехали. Впрочем, предварительно точно рассчитав маршрут. Стандартным путем — через Оршу — не поедешь. Даже если зарядиться в Орше, до Питера все равно заряда не хватит. Поэтому маршрут пошел по другому пути — через Прибалтику. У наших соседей зарядная инфраструктура развита куда лучше.

— Путь через Прибалтику составил 750 км — Литва, Латвия, Эстония. В Нарве, перед самым въездом в Россию, мы планировали зарядиться и доехать до Питера. И вот с этого момента начались приключения. Приехали мы на электрозаправку, стали, подключились — но зарядка не идет. Что-то не работает. Позвонили в «техподдержку». Оказалось, что в системе зарядных станций произошел какой-то сбой, они не работали. Пришлось на остатках заряда добираться до Питера, а это 150−180 км. Мне не хватило доехать километров 60. Вторая машина сумела добраться до отеля.

Вадим добрался до ближайшей АЗС, где ему разрешили подключиться к обычной розетке на 220 В. Пришлось простоять около четырех часов, чтобы хватило добраться до Санкт-Петербурга. Потом оказалось, что в отеле, где планировалось зарядиться, розетки незаземленные. От такой Tesla заряжаться не может. Вадим и Дмитрий переночевали, а утром добрались до ближайшего зарядного терминала. Их, кстати, в Санкт-Петербурге много — 18 быстрых и 13 медленных «зарядок».

В Санкт-Петербурге к белорусам присоединилась еще одна машина. Караван из трех Tesla взял курс на Мурманск. На трассе протяженностью 1350 км нет ни одной зарядной станции — ни быстрой, ни медленной. Вообще никакой. Выход нашли очевидный. Вместе с электромобилями выехал грузовик, в кузове которого был установлен генератор. Он питал зарядную станцию.

— По плану наша передвижная «зарядка» выезжала чуть раньше нас, в определенном месте останавливалась и ждала наши Tesla. Маршрут разделили на отрезки длиной примерно 300 км. Это то расстояние, которое Tesla преодолевает вообще без проблем, даже с небольшим запасом. Российская машина выехала чуть раньше нас. Когда мы подъехали к первой точке, она уже заряжалась. Но возникла какая-то проблема с генератором. Он полчаса работал, срабатывала аварийная защита, и он отключался. Потом он начал выключаться через 15 минут, потом — через 10. Мы в 300 км от Питера, батарейки в ноль, назад не вернешься, и зарядиться негде. Стоим, глазами хлопаем.

Но в белорусском экипаже был опытный отставной военный, имевший огромный опыт в ремонте автомобилей. Он разобрался в проблеме. Оказалось, генератору не хватало охлаждения. Сняли тент с кузова — стал работать 20 минут. Потом выяснили, что в системе охлаждения генератора нет антифриза. Залили. Агрегат начал работать полчаса. После промывки радиатора генератор окончательно пришел в себя и стал работать нормально.

С такими приключениями в первую точку экипажи прибыли на 5 часов позже, чем планировалось. В гостинице уже были розетки на 220 В с заземлением. От них машины набирают за 6 часов примерно 100 км пробега.

— Так и ехали до Мурманска. Схема простая: утром выезжаем, через 300 км заряжаемся от генератора. На три машины уходило примерно 4,5 часа. Потом еще 300 км — ночевка в отеле, заряжаемся ночью. За сутки проезжали 600 км всего. За двое с половиной суток мы преодолели эти самые 1350 км от Питера до Мурманска. Если посчитать, то сутки из этого времени мы потратили на зарядку. Были на трассе места, где на 150−200 км нет ни одного населенного пункта и даже связь не работает. Однажды получилось так, что машина сопровождения ушла вперед, к месту зарядки, а мы до нее не доехали. Связи нет. Тогда мы остановили попутную машину, объяснили, что впереди стоит грузовик и ему надо сообщить о нашем местоположении. Там, соответственно, остановили машину, едущую в нашу сторону, и передали свое сообщение. Такая вот первобытная связь, — смеется Вадим.

В Мурманске пока только один электромобиль — это Tesla Model X. И одна зарядная станция. Местные с удивлением смотрели на Tesla с белорусскими номерами. В общей сложности от Минска до Мурманска мы проехали 2450 км — это не шутки. На пресс-конференции, посвященной автопробегу, была отмечена важность развития инфраструктуры для успешного использования электротранспорта. И даже был подписан меморандум о том, что планируется электрифицировать трассу Мурманск — Санкт-Петербург. Tesla заявляет о планах поставить свои «суперчарджеры» на трассе Москва — Санкт-Петербург. Но все это не касается Беларуси.

Обратно — по Европе и без проблем

Обратный путь оказался гораздо проще. Маршрут на Минск проложили через Финляндию. Грузовик с «мобильной» зарядкой сопроводил две белорусские машины до границы, где зарядил их до 100%. По Финляндии ехать на электромобиле можно без опасений — зарядных станций в избытке.

— Но даже здесь тоже был определенный дискомфорт. Зарядные станции есть, но, как правило, там на них по одному проводу. Когда едешь на одной машине, это не напрягает, а вот две машины заряжать уже неудобно. Вместо полутора часов тратишь три. Представьте, мы заряжались в Финляндии шесть раз. Если бы машина была одна или было два провода — сэкономили бы 9 часов. А вот когда уже добрались до тесловских суперчарджеров, то вздохнули свободно. 25 минут — и машина зарядилась на 80%, поехал дальше.

Из Финляндии белорусские экипажи паромом добрались до Таллина. В Эстонии, по словам Вадима, около 110 зарядных станций. И они — платные. Впрочем, стоимость зарядки не идет ни в какое сравнение со стоимостью заправки на обычной АЗС. За весь маршрут через Эстонию туда и обратно Вадим заплатил чуть меньше 20 евро. И это за две машины. Финальный отрезок до Минска через Латвию и Литву проехали без приключений и бесплатно.

За плечами — больше 5 тысяч километров и неделя в пути. Приключение для отчаянных и болеющих темой электромобилей. Пока что в Беларуси, что в России более-менее комфортно можно использовать электромобиль только в пределах крупных городов, где есть зарядные станции. А путешествия в дикие места все еще остаются уделом автомобилей с традиционными ДВС.

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *