Tesla больше не стартап, Model 3 — самый продаваемый автомобиль в Америке и грандиозные китайские перспективы: большой перелом в некогда маленькой такой компании!
<big><small><small>Производитель электрокаров стал взрослым</small></small></big>
Сергей Иванов 28.10.2018 Гигафабрика, Статьи 0
Компания Tesla опубликовала результаты деятельности за третий квартал 2018 года. Глава фирмы Илон Маск обещал, что этот период станет переломным и, вопреки ожиданиям аналитиков, так и случилось. Tesla впервые показала не просто прибыль (такое происходило и раньше), она вышла на стабильную рентабельность. Иными словами, отныне для продолжения деятельности и расширения производства компании более не придется занимать деньги — она уже способна зарабатывать сама. Из стартапа, который привлекает инвестиции и обещает отдачу в будущем, Tesla превратилась в прибыльный бизнес. Будущее наступило, стартап удался.
Письмо акционерам с финансовыми результатами, а также последовавшее телефонное общение Илона Маска с инвесторами и рыночными аналитиками по традиции дали не один, а несколько новостных поводов. Мы решили рассказать вам обо всем, что знаем.
Деньги
За три месяца Tesla заработала 312 миллионов долларов чистыми. Выручка компании при этом составила 6,8 миллиарда. Иными словами, чистая рентабельность компании составила почти 5% — для массового автопроизводителя этот показатель уже сам по себе неплох.
Особенно важно, что такая рентабельность была достигнута в условиях инвестирования в наращивание производства, разработки новых моделей, начала строительства завода в Китае и платежей по прошлым кредитам. Так вот, после всех этих расходов у компании осталось еще 312 миллионов долларов.
Как такое возможно? Очень просто. Одна только Tesla Model 3 имеет рентабельность более чем в 20% от своей цены. Это показатель элитных суперкаров: столько зарабатывают (или не зарабатывают, если машина не пошла) на производстве, например, в Ferrari. Но для автомобилей массовых рентабельность крайне редко превышает 5%. Более того, я могу вспомнить лишь один по-настоящему массовый такой автомобиль — это Logan, на котором Renault зарабатывала 6%. Для Toyota Corolla или Volkswagen Golf 3% рентабельности считаются успехом.
Model 3
Самый доступный автомобиль Tesla, он же — самый успешный. За три месяца было продано 56 тысяч таких машин, и спрос по-прежнему превышает предложение.
В США Model 3 стал самой успешной легковушкой по прибыли. Иными словами, на этой машине производитель получил больше всего денег. В штуках Model 3 вышла на пятую строчку по продажам, уступив Toyota Corolla, Camry, Honda Civic и Accord. Все они значительно дешевле электрокара от Tesla.
Более того, половина покупателей Model 3 ранее владела машинами ценой дешевле 35 тысяч долларов. Это стоимость базовой версии Model 3, которая еще не продается. До последнего времени купить «Трешку» дешевле 49 тысяч было невозможно. Иными словами, за электрокар покупатели были готовы выкладывать существенно большую часть своего дохода, нежели за машину с ДВС.
Кстати, выход базовой Model 3 за 35 тысяч опять откладывается — он случится, самое раннее, через полгода. И помогут в этом китайцы!
Китай
На днях мы писали, что Tesla уже начала строительство своего завода в Шанхае, и что кредит от местного банка одобрен и получен. Теперь Илон Маск рассказал некоторые подробности.
Во-первых, предприятие в Китае заработает раньше намеченного: уже через год там начнется производство компонентов для Model 3, а чуть позже и самой Model 3. Это связано с торговой войной, которую президент США Дональд Трамп ведет с Китаем: обе страны шаг за шагом поднимают пошлины на ввоз импортных товаров.
Китайский завод позволит Маску использовать это. Во-первых, он, судя по всему, рассчитывает, что детали, который Tesla сама будет производить в Китае, не станут облагаться теми пошлинами, которыми в США облагаются закупаемые у китайских компаний агрегаты. А во-вторых, собранная в Китае Model 3, в свою очередь, избежит китайских пошлин на американские машины.
Маск также подчеркнул, что все электрокары Tesla, произведенные в Китае, будут там же и проданы. Помимо Model 3, это будет демократичный кроссовер Model Y.
Model Y
Глава компании Tesla Илон Маск подтвердил инвесторам, что он уже одобрил серийную версию кроссовера Model Y в том виде, в каком она поступит в производство. В Китае машину выпустят в 2020 году, в остальных странах, скорее всего, тогда же.
Официальный публичный дебют Model Y состоится весной 2019 года. И, в отличие от того, как это было с Model 3, нам покажут не предсерийный образец, а сразу товарную машину. Какой она будет — пока совершенно не ясно, но мы держим руку на пульсе. В любом случае, это будет самый дешевый кроссовер Tesla, то есть априори самая интересная модель для российского рынка.
Tesla Network
Все перечисленное выше — планы Tesla против таких конкурентов, как традиционные автоконцерны. И как только с ними будет покончено (шутка), Илон Маск возьмется за Uber и прочие агрегаторы такси. Идея под названием Tesla Network была озвучена ранее, однако на сей раз глава Tesla раскрыл подробности.
Суть проекта вот в чем. С октября 2016 года Tesla выпускает электрокары, в которых все «железо» полностью готово к переходу под управление автопилотом. То есть руль умеет сам рулить, тормоза — сами тормозить и так далее. Единственное, чего не хватает — это программного обеспечения. Оно сейчас разрабатывается, и при очередном обновлении все уже выпущенные и проданные машины сами оснастятся полноценным автопилотом.
А дальше владельцы получат возможность зарабатывать на своих электрокарах, сдавая их в аренду как беспилотное такси. Приезжаешь с работы, паркуешься, поднимаешься домой — а твоя Tesla отправляется на автопилоте колесить по городу и зарабатывать для тебя деньги.
В тех городах, где число владельцев Tesla невелико, Маск пообещал использовать таких электрокаров-роботов, которые принадлежат компании. Но в других будут использоваться именно электромобили простых граждан! Шах и мат, Яндекс.Такси!
Планы
До конца 2018 года Tesla обещает выйти на выпуск Model 3 в объеме 25 тысяч в месяц. И при этом сохранить прибыльность. Завод в Китае — уже четвертое предприятие концерна, если считать фабрику по выпуску солнечных батарей.
Уже сейчас мы можем сказать, что в США удался автомобильный стартап. К слову, такое за всю историю Америки происходит только во второй раз. В первый раз это удалось Генри Форду. Во второй — Илону Маску. Все остальные начинатели прогорели, их бизнес отошел за долги кредиторам, и только потом, стараниями кредиторов, появились гиганты вроде GM и Chrysler. И только Маск да старик Форд, что называется, смогли. Пожелаем успехов!