Народная мудрость гласит: «Когда позволяешь откусить палец, — будь готов, что откусят руку по локоть». Пока Япония официально не откажется от своего территориального притязания на наши Южные Курилы, нельзя с ней вести какие-либо переговоры об их «совместном освоении» и искать «компромисс» с нашей территорией и акваторией. Если России нужны инвестиции и технологии для развития Курильских островов, Сахалина и всего Дальнего Востока, то их готовы предоставить, кроме Японии, но без территориальных требований к нам, такие богатые и развитые страны Азиатско-Тихоокеанской зоны, как КНР, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Вьетнам. Казалось бы, вопрос ясен, но РФ сама втянулась в территориальный спор, навязанный японской стороной.
Как говорится, увяз коготок, всей птичке пропасть. Сдать даже полострова — совершенно проигрышная позиция, лишь разжигающая реваншистские аппетиты Японии, которая, напомню, неразрывно связана военным союзом с США и не собирается отменять антироссийские санкции.
Интенсивные переговоры о фактической сдаче Японии наших южнокурильских островов под двусмысленным соусом их «совместного освоения» не обсуждались в наших СМИ, запрещались митинги и пикеты «Против притязаний Японии на Южные Курилы», в Государственной Думе РФ отказывались проводить «Круглый стол» по этому вопросу. Но 21 марта 2017 года, когда в Токио состоялась встреча министров иностранных дел и обороны России и Японии, в газете «Советская Россия» вышла моя статья «Не забыть, где поджидают Сцилла и Харибда» с предложениями, как, исходя из национальных интересов России, строить отношения с Японией. Через три дня 24 марта 2017 года в издании «Независимое военное обозрение» появилась статья Александра Храмчихина «Курилам не быть японскими», в которой оправдывалась проигрышная позиция РФ на переговорах о «совместном освоении» Южных Курил.
Александр Храмчихин — известный либеральный аналитик, работавший в избирательных штабах Бориса Ельцина, Союза правых сил и т.п. Он полагает, что сдача японцам Малой Курильской гряды (острова Шикотан и Хабомаи) послужит разумным компромиссом и укрепит мир-дружбу между нашими странами и позволит наконец-то заключить «мирный договор», отсутствие которого является-де «анахронизмом».
Храмчихин пишет — «Москву скорее всего в данный момент полностью устроит предложенный в прошлом году план японского премьера Абэ по экономическому сотрудничеству, поскольку ей нужны японские деньги и технологии. При этом она отнюдь не будет считать, что хоть чем-то обязана Токио, если получит желаемые деньги и технологии. Вопрос статуса Курильских островов будет решаться Москвой исключительно из соображений политической целесообразности, причем, как было сказано выше, полная передача их Японии заведомо исключена».
Государство компрадорско-сырьевого типа конечно же устроят деньги и «технологии», НО цена такого экономического сотрудничества, это Малая Курильская гряда.
«Единственным приемлемым компромиссом для Москвы, по-видимому, является вариант 1956 года, то есть передача Японии Шикотана и Хабомаи, экономическая и военная ценность которых очень незначительна».
Между тем Малая Курильская гряда имеет огромную экономическую и военно-стратегическую, а также морально-политическую ценность в этом регионе.
На шельфе островов малой Курильской гряды имеется огромное количество углеводородов и биоресурсов. То, что на островах Малой Курильской гряды будут установлены радиолокационные точки слежения за нашими подводными лодками и кораблями, это дураку понятно и таким образом мы будем лишены главного тактического преимущества — скрытности. Вероятно на 100%, что в будущем на Малой Курильской гряде будут размещены военные базы США, а примеров вызывающего отношения американской военщины к РФ — тысячи.
После сдачи Малой Курильской гряды, за ней неизбежно последует возобновление притязаний Токио на все Курильские острова и Южный Сахалин. Ведь Япония до сих пор от этих притязаний не отказалась.
1. Будет создан мировой прецедент, когда сильнейшие (акт о безоговорочной капитуляции) передают свои территории, затем неотвратимо последуют другие территориальные претензии (Калининградская область) и многое другое, это уже вопрос техники и времени.
2. Будет подорван моральный дух сахалинцев и наших патриотов. Курильская десантная операция по освобождению наших островов, досталась нам ценной больших усилий храбрости и мужества наших предков. Отдать даже «пядь» земли, это предательство по отношению к нашим пока еще живым ветеранам и оскорбление нас как их наследников.
Сомнительно и следующее утверждение Александра Храмчихина, «оправдывающее» сдачу Южных Курил японцам — «Со своей стороны, при всей риторике насчет „стратегического партнерства“ и „беспрецедентно хороших отношений“ между Россией и Китаем Москва не может не опасаться китайской экспансии в самых разных формах на Дальний Восток и в Сибирь».
Но разве закон о ТОР не способствует экспансии Китая?
Ведь в этом законе ясно просматривается уже в ряде мест начавшаяся реализовываться идея бесконтрольной сдачи российский территорий на очень длительные сроки кому угодно, но только не российским гражданам. Многими вдумчивыми политиками этот закон подвергнут жесточайшей критике, однако на неё никакой реакции нет.
Необходимо самим развивать эти острова и добывать природные ресурсы, а это будет гарантированный источник заказов отечественному машиностроению. По прогнозным оценкам, только ежегодно возобновляемого запаса редкого металла рения с выносами газа вулканов, используемого в космической промышленности, составляет 36 тонн (причем другой минерально-сырьевой базы рения в России нет). Для сравнения это соответствует годовому мировому потреблению. Средняя цена рения оценивается в пределах 7 тысяч долларов США за один килограмм. Это больше, чем все мыслимые японские инвестиции в Российскую Федерацию, которые расписываются в официальных российских СМИ, как какой-то скорый «золотой дождь» в обмен, на вряд ли бескорыстную передачу Южных Курил в хозяйственную разработку японцам.
В конце концов, можно пойти по египетскому варианту. За два года на деньги юридических и физических лиц египтяне достроили вторую ветку Суэцкого канала и сейчас граждане Египта получают дивиденды от использования этого канала.
Храмчихин продолжает агитировать за «компромисс» — «Таким образом, дальнейшее развитие российско-японских отношений будет зависеть в первую очередь от того, насколько в Токио осознают все эти моменты и поймут, что необходимо рассчитывать на компромиссный вариант решения территориальной проблемы, а не на полное выполнение своих условий».
Но на территориях, которые Япония официально провозгласила своей «неотъемлемой частью», не может быть никаких компромиссов. Япония — военный союзник США, и этот союз не ослабнет, если РФ передаст японцам Южные Курилы. Мирный же договор — это политическая пустышка, которая ни на иоту не повлияет на российско-японские отношения. Уместно вспомнить, что спустя 50 лет после заключения мирного договора в 1855 году Япония вероломно напала на Россию.
Компромисс — ущерб национальным интересам Российской Федерации. Развитие производительных сил всего Дальнего Востока, в том числе за счет освоения на наши народные деньги природных ресурсов Южных Курил — подъем экономики Российской Федерации.
Решение по Южным Курилам, должно отвечать национальным интересам и безопасности нашего государства, поэтому повторюсь еще раз, что целесообразно:
1. Снять с повестки дня заключение мирного договора между Россией и Японией, который не отвечает долгосрочным национальным геополитическим, экономическим и оборонным интересам России.
2. Исключить предполагаемое совместное хозяйственное освоение островов, которое по сути означает их ползучую передачу Японии и разжигание реваншистских притязаний в этой стране на все Курильские острова и Южный Сахалин.
3. Внести в ГД ФС РФ на рассмотрение вопрос о денонсации часть 2 статьи 9 Совместной Декларации между СССР и Японией от 19.10.1956 года.
4. Отказаться от упований на «японские инвестиции», которые-де приведут к расцвету Южных Курил, проще и выгоднее привлечь инвестиции и технологии таких богатых стран, как КНР, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Вьетнам.
5. Сделать Южно-Курильские острова Сахалинской области закрытым административно-территориальным образованием и милитаризованной зоной.
6. Исключить возможность раздачи дальневосточных гектаров на этой территории.
7. Передать Южные Курилы в концессию Народному акционерному обществу «Курильские острова», которое, не заимствуя ни копейки из федерального и областного бюджета, обеспечит эффективное хозяйственное освоение островов.
8. Создать фонд развития Южно-Курильских островов Сахалинской области, подконтрольный Минвостокразвития, в котором концентрировалось бы 50% от всей экспортной прибыли добытого сырья без ее передачи в «центр».
9. Сделать Южные Курилы — золотой жемчужиной России в АТР и достойно ответить на новые геостратегические и геополитические вызовы.
Соглашусь с Александром Храмчихиным, пожалуй, только в одном, «что дислоцированная на Курилах 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия защищает острова чисто символически».
Более того считаю, что она вообще там не нужна. На островах нужны войска по типу «казачества». Но не ряженные с лампасами и огромными орденами на кителях, а современные, сверх мобильные и полностью укомплектованные войска. Казаки будут на полном самообеспечении, за счет рыбного промысла и добычи полезных ископаемых.
Казакам предстоит огромная работа по восстановлению всех ДОТов (долговременные огневые точки) и обустройству островов.1
Для данного региона необходимо отменить все виды налогов, в том числе плату за коммунальные услуги, организовать выдачу бесплатного жилья, выплачивать высокие заработные платы и достойную пенсию и многие другие социально значимые льготы. Генеральному штабу ВС РФ необходимо произвести соответствующие расчеты по количеству оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) Искандер-М и зенитных ракетных комплексов 9К37 М «Бук-М3», для эффективной защиты этих островов. Так же ГШ ВС РФ необходимо рассчитать какое требуется количество вертолетов типа МИ-24 и МИ-8. В России эти вертолеты имеют самое большое количество по 600 шт., одного и второго типа. Иногда возникает вопрос: Южные Курилы — не помешает ли туризму их статус ЗАТО?
Можно с уверенностью сказать, что до сих пор туризм на островах не развит. Это даже с учетом того, что действовала ФЦП «Социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинская область)».
Почему не выгодно развивать туризм на Южных Курилах? Конечно же это их удаленное территориальное расположение. Слабо развитая транспортная и социальная инфраструктура в местах отдыха и туризма. Недостаточный уровень обустройства мест посещения культурно-природных объектов. Регулярный рост цен на авиабилеты, а также высокая цена туристского продукта при недостаточном уровне его качества. Сейчас цена перелета с Южно-Сахалинска до Южно-Курильска составляет 15 т.р., это без учета перелета на сам полуостров Сахалин.
На сегодняшний день есть более перспективные направления, это развитие Забайкальского края. Для данного края разработана долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Забайкальском крае». Но даже с учетом программы, близости, доступности и выделяемых денег туризм развит не на должном уровне.
Южные Курилы с их геостратегическим месторасположением в АТР и богатыми природными ресурсами в первую очередь нужно использовать для развития основных отраслей экономики, а именно: машиностроения (руда, черные и цветные металлы), станкостроения (титан, ванадий, цинк, железо), авиа- и судостроения (рений, серебро, алюминий), микроэлектроника (золото, медь) биотехнологии (90% мирового запаса красных водорослей).
Все это изобилие имеется на островах, поэтому нам нужно все это сохранить и защитить.