Упрощенцы при портфелях

Российская власть в очередной раз многозначительно заявила о том, что упростила получение российского гражданства для соотечественников. Кто-нибудь видел ликующие толпы иностранного народа, вожделённо бегущего навстречу очередному «упрощению»? Вряд ли. Даже в разгромленном воюющем Донбассе наблюдается обратный процесс — возвращенцев из РФ больше, чем переселенцев в обратном направлении. Спрашивается — почему? Потому что все разговоры об ускоренной и упрощённой паспортизации оказавшихся за рубежами РФ братьев и сестер — имитация бурной законотворческой деятельности, и не более.

Недавно услышал весьма интересную историю. Оказывается, коту или собаке гораздо проще получить документы для постоянного и законного проживания в самой большой стране мира — Российской Федерации, чем людям — русским соотечественникам.

Семья из Луганска летом 2014 года бежала в соседнюю Ростовскую область, захватив с собой любимого кота. Благо, все документа на животное украинского образца были при себе. После двух лет скитаний вернулись домой. При этом утерянный украинский паспорт кота без проблем и волокиты заменили на российский, всего лишь за 400 рублей. Затраты времени — один рабочий день. Таким образом животному куда проще доказать своё законное право жить в России, нежели человеку. Будь он хоть сыном лейтенанта Шмидта, хоть правнуком князя Потёмкина. Руководитель Союза политзаключенных и политэмигрантов Украины Лариса Шеслер с горечью констатирует, что закон о носителях русского языка, вступивший в силу 1 сентября 2017 года, так и не стал работать на практике. «Вопреки декларируемым заявлениям о том, что у украинских беженцев есть какие привилегии и преференции. К сожалению, на местах, в миграционных службах, всё делается в прямо противоположном направлении», — говорит Шеслер говорит Шеслер. А этот человек не будет бросать слов на ветер, так как сама прошла все круги ада.

Но можно ли процедуру получения гражданства России действительно упростить? Оказывается, можно. Лариса Шеслер рассказала, что когда её сын на первом курсе вуза 20 лет назад подавал на российское гражданство, он писал какое-то заявление в РОВД, прилагая свои документы и свидетельство о рождении, а потом через три месяца получал уведомление о необходимости прийти для оформления российского паспорта. Никаких очередей и долгих проволочек, а ведь в этот период в Россию прибывало по миллиону соотечественников в год. В ведомстве, наверно, потратили минут двадцать на прием документов.

Зачем сегодня, декларируя приверженность принципам единства народа бывшего СССР, запустив программы переселения соотечественников, рапортуя о каких-то супеупрощающих всё и вся законах и инструкциях, рыдая о необходимости улучшения демографической ситуации, российская власть наоборот только усложняет все процессы? Говорят, что теперь, в условиях глобальной гибридной войны, которую Запад ведёт против России, нужно очень тщательно всех проверять: достоин ли, не состоял ли, не участвовал ли в чём-то антироссийском. Но между тем тысячам украинских военных, прокурорам, милиционерам, спецслужбистам Крыма паспорта РФ выдали без проволочек. А ведь многие из них отнюдь не декларировали своей любви к России, когда находились на службе.

При большом желании и политической воле руководства РФ жителям так называемого ближнего зарубежья можно выдавать паспорта по абхазскому варианту. Жителям Абхазии российские загранпаспорта начали выдавать в 2002–2003 годах, когда паспорта СССР практически повсеместно утратили действие. Других документов у жителей этой самопровозглашённой республики не было. Заграничные паспорта, в общем-то, можно выдать любому лицу без гражданства, кто живет вне России. Именно к таковым отнесли жителей Абхазии. С загранником сложно устроиться на работу, он имеет срок действия, но это гораздо лучше, чем ничего или волокита, что сегодня предлагает соотечественникам Кремль.

В Южной Осетии российские паспорта выдавали в те же годы, когда Цхинвал ещё находился в грузинской юрисдикции (кстати, официальные Будапешт и Бухарест делают то же самое на Западе Украины). Тбилиси паспортизацию осетин назвали «ползучей аннексией». Впрочем, сейчас после официального признания РФ Абхазии и Южной Осетии, паспортизация Москвой была остановлена, а республики начали выдавать свои внутренние паспорта. И это сразу же осложнило жизнь тысячам людей, кто получал российские документы. Многие из граждан Абхазии, оказавшись на территории Российской Федерации, поступали на государственную службу, при этом возникала неоднозначно трактуемая правовая коллизия. А именно — двойное гражданство при отсутствии межгосударственного соглашения.

Появилась и другая проблема — местный национализм. Гражданам неабхазской национальности стало очень сложно доказать своё право на получение гражданства республики, особенно если они выезжали за её пределы с 1994 по 1999 год, или кто был в это время ребёнком. Проблема, которой уже озаботились местные парламентарии, коснулась почти 60% тех, кому сегодня приходится сталкиваться с унижением и волокитой.

При этом абхазы, получающие паспорта без дополнительных документов и проверок, имеющие при этом грузинское гражданство, выезжающие в Грузию по разным делам, и даже живущие в Грузии, под закон не подпадают. Их гражданство не подлежит сомнению.

Могло бы этих проблем не быть в принципе? Могло, но для этого российской власти нужно быть последовательной, прагматичной, не виляющей, не разворачивающейся на все стороны как флюгер в зависимости от дуновения западных ветров. Если начали паспортизацию на Кавказе, если дали людям какие-то надежды, если показываете пример для других соотечественников в других республиках бывшего СССР, то следуйте намеченным курсом. С точки зрения логики, справедливости, здравого смысла, идеологической и стратегической необходимости — раз Россия — правопреемник СССР, значит, все бывшие граждане СССР имеют право на российское гражданство. Тем более те граждане, кто в силу разных причин оказался за пределами Российской Федерации и попал в список апатридов — то есть неграждан, кто по личному заявлению или волеизъявлению на референдуме-де-юре и де-факто отказался от гражданства. Около миллиона русскоязычных неграждан сейчас проживает только в странах Прибалтики. Фактически негражданами стали почти четыре миллиона жителей Донецкой и Луганской республик. В Приднестровской Республике десятки тысяч людей являются лицами без гражданства: гражданство Молдовы они не приобрели, а имеющийся у них паспорт Приднестровья за пределами страны (в том числе в РФ) не признают.

Для приднестровцев, родившихся после 26 декабря 1991 года, имеется два порядка получения гражданства. Обычный, состоящий из нескольких этапов, растянутый на несколько лет и требующий наличия паспорта уже признанного государства, и так называемый упрощённый, выдвигающий соискателю сразу несколько требований. Это рождение от российских граждан, даже если россиянин среди родителей только один. Наличие ранее гражданства СССР и неполучение с момента его распада никакой иной гражданской принадлежности, при условии проживания в пределах границ СССР. Рождение на территории России. Три года пребывания в законном браке с россиянином/россиянкой. Получение образования в России и три года работы в ней. Крупные инвестиции в экономику России. Предпринимательская деятельность в РФ с уплатой не менее 1 миллиона налогов в ее бюджет в течение трёх лет. Официальное приобретение статуса носителя русского языка. Статус доступен тем, кто-либо сам проживал в России, либо имел предков, здесь проживавших. Принятие в Государственную программу по переселению соотечественников.

Как видим, условия достаточно непростые, а барьеры высокие. Причём и обычная и упрощённая схема выдвигают два основных условия. Первое — соискатель гражданства должен бросить свой дом, родных, могилы предков, выехать на территорию РФ и стать на миграционный учёт (зарегистрироваться, не бесплатно, конечно) у кого-то из россиян. Второе, и это является одним из оснований отклонения заявления о получении гражданства, — законный источник средств к существованию. Но как его получить, не имея гражданства? Молдавских гастарбайтеров (как называют приднестровцев в РФ) берут только на нелегальные работы.

Впрочем, и других соотечественников легальный рынок труда тоже не ждёт (большой привет Д. А. Медведеву и Пенсионному Фонду России!). Как говорит Лариса Шеслер, «России нужны не соотечественники, а гастарбайтеры», и если судить по выступлениям правительственных мужей, разглагольствующих о необходимости пополнять трудовые ресурсы, но молчащих о генофонде России, как таковом, в этом есть доля правды. «Кстати об РВП этом, не по закону, а по жизни так сказать — вроде легализация и это хорошо. Но его ежегодно подтверждать надо справкой о доходах. А как? Ежели на работу официальную с зеленым паспортом не берут, а там где берут — не дают справок», — пишет первому заместителю председателя комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константину Затулину волею судеб — центральноазиат Гнусарев В.А. Таких писем очень много. Соцсети буквально сотрясает от негодования миграционной политикой РФ. Замкнутый круг, и разрубить его никто не спешит.

Можно зайти в интернет и найти тысячи статей на тему, как российская власть работает с той или иной республикой по вопросу облегчения получения российского гражданства. Такие публикации выходят из-под пера пропагандистов каждый год десятилетиями. Но проблему-то кардинально, радикально, однозначно и бесповоротно никто не решил ни в одном направлении. Только говорильня. И есть убеждение, что главной причиной тому является позиция официальной Москвы. Или отсутствие какой-либо позиции, что в данном случае — одно и то же.

Москва слишком упрощённо смотрит на проблему миллионов людей. Свысока, без рассмотрения деталей. Упрощает проблему, не хочет её разрешать. По своей воле или в угоду западным партнёрам — станет ясно тогда, когда действующая правящая группировка будет отправлена в канализацию истории.

На данный момент напрашиваются несколько выводов. О проблеме с получением российского гражданства докладывают высшему руководству России, но её не видят и не слышат (слишком мелкая на фоне вопросов с углеводородами). О проблеме не докладывают (или говорят очень искажённо и предвзято), и о ней в Кремле попросту не знают (не считают важной). О проблеме докладывают, но без предложения решений. А если таких предложений нет, то ни Путин, ни его администрация ничего делать не станут. Возможно, есть и доклады, и анализ ситуации, предлагаются решения, но они не прорабатываются и тормозятся где-то на уровне государственных клерков первой величины.

Есть и другие выводы или предположения. Возможно, законодатели и исполнители РФ до такой степени очерствели, забронзовели (хочется сказать — оборзели), что не хотят менять ничего и никак. Всё устраивает и хочется навсегда законсервировать собственное стабильное положение в стремительно меняющейся геополитической обстановке. Либо иное: предлагаются решения, даются соответствующие указания, но они не исполняются. Что, в общем-то, тоже говорит о качестве государственного менеджмента и контроля.

В любом случае констатация такова: проблемы граждан бывшего СССР и их наследников, вопросы сохранения русского мира и российской цивилизации, демографии, экономики, освоения и развития территорий не решаются потому, что не работает как следует государственный аппарат. Да, можно финансировать по засекреченным статьям бюджетных расходов нужды Абхазии, Южной Осетии, ДНР, ЛНР, ПМР и даже Африки и Азии, можно взамен отдавать эти регионы под разграбление российским олигархам и местным ворам или фонтанировать бравыми репортажами. Но это никак и никогда не решит ни больных вопросов этих республик, ни общероссийских в широком понимании интеграционных проблем.

В том числе проблем военных. Кто-то из аналитиков после предательства Новороссии в 2014 году писал, что Россия могла приобрести 20 миллионов граждан разваливающейся Украины, но решила передать их как мешок картошки стратегическому врагу — США. То, что США отнюдь не партнёр и не друг, говорят американские военные доктрины, указывающие РФ главной угрозой их безопасности. Тут тебе и авиационная база НАТО в Литве, и база ВМФ НАТО в Очакове, и самый большой за всю историю США военный бюджет, и уже не являющийся секретом план экономического удушения России «Анаконда».

А если завтра война? Не гибридная, а самая настоящая, как в Донбассе, только уже на территории Российской Федерации. Двадцатимиллионная Новороссия (с целой армией европейской страны)на стороне врага и Новороссия на стороне России? Что лучше? Даже нейтральная Новороссия была бы куда выгодней. Но как бы не так — антироссийская и милитаристская промывка мозгов молодёжи на территории внешне управляемой Украины идут самыми ускоренными темпами. И Кремль этому процессу не может противопоставить ничего, кроме рыцарей микрофона Соловьёва и Киселёва, которых на Украине не смотрят.

Есть такое расхожее мнение у сетевых борцов, что и в Новоросии, и в Прибалтике, и в Приднестровье, и в Белоруссии, и на Кавказе, одним словом — повсюду — люди неблагонадёжные, которые могут предать или стрельнуть в спину. Ответ здесь будет таким: в спину может завтра выстрелить и сосед по подъезду, рвавший на себе тельняшку за матушку-Россию. Настучать врагам может и родной брат, клявшийся в преданности и русскости. От этого не застрахован никто. И не факт, что русский одессит меньше любит Россию (не путинскую Федерацию, а Россию цивилизационную), чем такой же русский москвич. Только у одессита, увы, нет паспорта, а значит, и доказательства своей любви. Кто-то может вообще пояснить государственную политику РФ в отношении ближнего зарубежья и соотечественников? Имеется в виду политику стратегическую, внятную, чтобы и свои люди, и враги понимали, что Россия движется таким-то путём и никуда, ни при каких обстоятельствах с него не сдвинется.

В проекте Конституции России, разработанном Центром Сулакшина и выдвинутом в качестве части платформы Партии нового типа, говорится (статья 52. Политика России в отношении Русского (российского) мира за рубежом): «Россия считает Русский (российский) мир за рубежом сферой своей ответственности и цивилизационным приоритетом внешней политики, признавая, что некоторые бывшие граждане России (подданные) покинули ее пределы вынужденно, по политическим и идеологическим причинам».

Проектом Конституции предусматривается удостоверение принадлежности к Русскому (российскому) миру и предоставления поддержки со стороны России его представителям за рубежом наряду с гражданами России и постоянно проживающими в России иностранными гражданами и лицами без гражданства выдается документ в соответствии с федеральным законом. Именно таким образом, конституционно закрепив обязательства государства российского перед зарубежными соотечественниками, обеспечив их паспортизацию (либо иные формы документизации и принадлежности к нашей цивилизации), выписав в Основном Законе положения об упрощённом порядке переселения граждан, можно заявлять в эфире и писать в газетах о том, что Россия упрощает жизнь соотечественникам и демонстрирует им свои намерения.

При этом такую Конституцию ещё и нужно выполнять, контролировать исполнение, расширять и законодательные рамки, создающие людям препятствия. А не просто рапортовать о мнимых успехах, по сути, ничего не меняя.

Но пока, как говорил один из главных раскольников Союза Леонид Кравчук, имеет то, что имеем. А имеем массу проблем и безвольных или бесталанных руководителей, не способных их решить. Поэтому путь у здоровой части общества один: добиваться отставки правящей верхушки, выносить на всенародный референдум новую Конституцию, избирать новую власть не по денежным залогам, а по преданности ценностям России, возвращать в страну понятную всем и поддерживаемую большинством идеологию, проводить коренные изменения всей системы государства, собирать камни (страну и народ), а не имитировать этот жизненно важный для миллионов людей процесс.

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *