В среду в ЦБ состоялась встреча представителей бизнеса с главой Банка России Эльвирой Набиуллиной. На ней обсуждался вопрос об облегчении доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, рассказали РБК три участника встречи. В пресс-службе ЦБ воздержались от комментариев.
Проработать вопрос повышения доступности финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса поручил президент Владимир Путин по итогам работы на Петербургском экономическом форуме в июне этого года. Это одно из «центральных поручений президента», сказал РБК бизнес-омбудсмен Борис Титов, присутствовавший на встрече. Она была инициирована представителями бизнеса, уточнил он.
Руководству ЦБ представили шесть моделей финансирования производственных проектов. Все они изложены в презентации, которая есть в распоряжении РБК. Это выпуск проектных облигаций с участием специализированных обществ проектного финансирования или без таких организаций, новые механизмы для лизинговых компаний, модель торгового финансирования для среднего бизнеса и модель секьюритизации кредитов малым и средним предпринимателям (МСП), а также модель синдицированных кредитов с участием нескольких банков и институтов развития.
При ЦБ ранее была создана рабочая группа по развитию финансирования МСП. В нее входят представители бизнеса, банков и института бизнес-омбудсмена. Она сейчас работает над этими моделями, говорит руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович, также присутствовавшая на встрече.
Поверить в облигации
Все перечисленные механизмы востребованы рынком, и у каждого существует своя ниша, но отдельного внимания заслуживают темы поддержки лизинга и проектного финансирования, говорит РБК участник совещания, знакомый с позицией ЦБ. В сегменте среднего бизнеса необходимо продумать вопрос о самостоятельном институте развития, специализирующемся именно на этом сегменте экономики, говорит он.
Бизнес рассматривает как основу, прежде всего, уже существующие возможности проектного финансирования, но они должны заработать так, чтобы коммерческие банки финансировали новые проекты (в том числе на стадии гринфилдов) под частичное рефинансирование ЦБ, рассказывает Титов. В существующей программе проектного финансирования ключевая проблема заключается в том, что банки по ней кредитуют «легкие», низкорискованные проекты, под них кредиты можно получить и на общих условиях, говорит Алехнович.
Ранее об этой проблеме говорил в интервью РБК и первый заместитель главы Минпромторга Глеб Никитин. «Банки предпочитают менее рискованные и более маржинальные секторы. В первую очередь это телекоммуникации, жилищное строительство, сельское хозяйство, даже некоторые транспортные и энергетические проекты. Хотя нам бы хотелось, чтобы инструменты доступного финансирования были более сфокусированы на базовых отраслях промышленности», – говорил он.
На встрече руководству ЦБ представители бизнеса предложили использовать выпускаемые предприятиями проектные облигации в качестве залога и дать возможность покупать их НПФ. «Возможность выпуска таких облигаций есть. Но как инструмент залога для новых проектов они не используются. Нужно, чтобы они были введены в ломбардный список ЦБ, – говорит Титов. – Проектное финансирование – одно из самых рисковых. Если это новый бизнес, то там нет залогов, только счета или будущее закупленное оборудование. Рефинансирование ЦБ под них не выдаст. Нужны дополнительные гарантии. Обсуждалось, что их может выдавать Агентство кредитных гарантий на часть стоимости кредита».
«Мы обсуждали эти вопросы с финансово-экономическим блоком правительства и администрацией президента на ПМЭФ, но пока получили отрицательный ответ. В ЦБ на встрече сказали, что это в принципе возможно. Но нужно все эти вопросы проработать. Какие требования должны быть у заемщиков со стороны коммерческих банков, используем ли мы старый механизм проектного финансирования или это будет новый механизм, какие будут требования к облигациям и как они будут эмитироваться», – перечисляет Титов.
Собеседник РБК, знакомый с позицией ЦБ, говорит, что поручение о проработке данных вопросов есть. Возможность инвестирования средств НПФ в облигации предприятий реального сектора экономики, отвечающие требованиям по торгуемости и качеству, обсуждалась «концептуально», утверждает он.
Кто ответит за риски
ЦБ на встрече «сделал справедливое замечание», что во всем мире проектное финансирование идет не только за счет банковских кредитов. Банк идет в сделку в связке с институтами развития – с помощью гарантий, под специальные целевые программы, что позволяет снизить риски, говорит Алехнович.
Представители бизнеса на встрече предложили рассматривать Фонд развития промышленности и Агентство кредитных гарантий в связке с банком-кредитором в рамках схемы проектного финансирования. Фонд может стать основным экспертом по оценке проектов, которые банки будут кредитовать и получать под них рефинансирование в ЦБ на принципах проектного финансирования.
«Но нужно проработать детали и определить, на основании чего ЦБ делать вывод о том, что риски в проекте просчитаны и кто поручится за качество такого анализа», – говорит Алехнович.
Этот вопрос предложено проработать всем заинтересованным сторонам, говорит РБК участник совещаний, знакомый с позицией ЦБ.
Лизинг по-новому
На встрече также обсуждалось, что нужно определить четкие требования к лизинговым компаниям со стороны ЦБ, чтобы заработала система рефинансирования.
Основная проблема заключается в том, что сейчас только крупные лизинговые компании могут выпускать облигации, обеспеченные залогом требований по лизинговым договорам. Их облигации включаются в ломбардный список ЦБ. «Все остальные лизинговые компании пока этого сделать не могут и, выдав займ, не могут рефинансировать его в ЦБ, – поясняет Алехнович. – Но для нас такая возможность – это способ снизить ставки и увеличить объем средств, которые компании смогут выдавать лизингополучателям».
Опасение регулятора заключается в том, что нет ясности, как проверить такие сделки, чтобы защитится от недобросовестных игроков, говорит Алехнович.
Источник: rbc.ru