Судить по-новому
Законопроект «О внесении изменений в АПК и статью 30.13 КоАП» (копия есть у РБК, представитель министерства подтвердил наличие таких предложений) имеет благую цель — «устранить неопределенность» при обжаловании решений арбитражных судов в Верховном суде в кассации и надзоре. Для этого министерство предлагает пересмотреть порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности и решений арбитражных судов по жалобам на них.
Сейчас эти вопросы регулирует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП, статьи 30.12 — 30.19). Он запрещает судам более высокой инстанции ужесточать наказание для компаний, которые пытаются обжаловать судебные решения, даже если суд придет к выводу, что изначально можно было наказать компанию строже, говорит партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов.
Минюст предлагает применять более строгие нормы Арбитражного процессуального кодекса (АПК), которые не предусматривают таких послаблений. Например, Арбитражный суд Московского округа сможет отменить акты нижестоящих судов (первой инстанции и апелляции) и оставить в силе первоначальное постановление об административном наказании, даже если нижестоящие суды снизили штрафы, указывает Боломатов. Кроме того, по АПК заседания проводятся с вызовом и участием сторон, КоАП этого не требует.
Сейчас решение арбитражного суда по незначительному административному правонарушению (предупреждение, штраф для компаний до 100 тыс. руб/, для ИП — до 5 тыс. руб.) или постановление апелляции по делу можно оспорить в третьей инстанции только по процессуальным основаниям, существо дела не имеет значения для обжалования в кассации, отмечает руководитель экспертно-правовой службы уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова Алексей Рябов. «Переквалифицировать статью КоАП на более тяжкую в кассации нельзя, но после принятия законопроекта это можно будет сделать, так же как и направить дело на новое рассмотрение из-за неправильного применения норм КоАП», — говорит он.
Размер штрафа для компании за одно нарушение варьируется от 50 тыс. до 100 тыс. руб., но за одну проверку можно найти от 10 до 20 нарушений, это может привести к закрытию компании, отмечает Боломатов.
Платить больше
Реформа напугала бизнес. Это «может привести к необоснованному ущемлению их [предпринимателей] прав», указывает президент РСПП Александр Шохин в письме начальнику государственно-правового управления администрации президента (копия есть у РБК).
Действующие правила дисциплинируют контрольно-надзорные органы и заставляют их четче квалифицировать административные правонарушения, считает Рябов. А бизнес они защищают от расходов на суды по жалобам госорганов, если изначально правонарушение было квалифицировано как незначительное.
Если же законопроект примут, то помимо штрафов бизнес дополнительно «накажут» судебными издержками, которые при штрафе в 50 тыс руб. могут в четырех инстанциях доходить до 500 тыс. руб. и более, отмечает Рябов. «Представители малого и среднего бизнеса, которые уже сейчас зачастую не в состоянии привлекать квалифицированных юристов для защиты своих интересов в судах, окажутся практически беззащитными перед лицом профессиональных юристов госструктур», — опасается он.
«Интересы государства (нельзя) защищать в ущерб правам и законным интересам предпринимателей, а отказ от зафиксированных на сегодня в КоАП гарантий неизбежно ослабит положение бизнеса как стороны в споре с госорганами», — предупреждает в письме Шохин.
Но ключевые ведомства поддержали законопроект. Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба, Генпрокуратура и Верховный суд согласовали его без замечаний, указывает министр юстиции Александр Коновалов в письме в правительство. Представитель Минэкономразвития подтвердил РБК согласование проекта. Эти изменения позволят привести рассмотрение дел в арбитражных судах и пересмотр вынесенных ими решений по делами об административных правонарушениях в Верховном суде к единому порядку, уверяет представитель Минюста.
Как проверяют бизнес
На 2012–2015 годы было утверждено проведение более 2,1 млн плановых проверок (из них на 2015 год запланировано 397 тыс.). На одну плановую проверку, проведенную органом власти, в зависимости от ведомства приходится примерно 1,5–2 внеплановые проверки (МЧС — 91 тыс. плановых, 118 тыс. внеплановых проверок, Росприроднадзор — 5619 плановых, 14 125 внеплановых проверок), говорится в материалах бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в которых приводятся данные Генпрокуратуры.
В 2014 году органы власти провели проверки у 67% компаний, следует из опроса, проведенного по инициативе бизнес-омбудсмена (всего участвовали 4149 предпринимателей). В прошлом году в 44% опрошенных компаний прошло от одной до трех проверок, а у 8% опрошенных предпринимателей — более семи проверок.
Для обхода строгих требований закона о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля некоторые ведомства инициируют особый порядок проведения контрольных мероприятий (например, право проводить внеплановые проверки без санкции прокуратуры). Некоторые прибегают к такой форме ухода от требований закона как «административное расследование». Так, в 2014 году в некоторых регионах России Роспотребнадзор провел до 60% мероприятий в форме административных расследований, говорится в материалах бизнес-омбудсмена.
Источник: rbc.ru