Пересмотр доходов
Во вторник, 25 августа, министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что его министерство пересмотрело экономический прогноз на 2016–2018 годы. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр (цитата по Интерфаксу). До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1–2% (было 2,3%).
Из слов Улюкаева следует, что цена на нефть, по новому прогнозу, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70). Курс доллара министр не назвал, сказал только, что в 2015 году он будет 61 руб., а в 2016 году — ниже.
Скорректированный макропрогноз предполагает, что доходы бюджета в 2016–2018 годах сокращаются на 1,5 трлн руб., рассказали РБК два правительственных чиновника, знакомых с документом. В 2016 году — минус 310 млрд руб., в 2017 году — минус 426 млрд руб., в 2018 году — минус 781 млрд руб. Нужно помнить, что в июне правительство уже сократило доходы 2016 года на 1,8 трлн руб., а на 2017 год — на 1,6 трлн руб.
В Минфине отказались комментировать прогноз. Чиновник финансово-экономического блока правительства рассказал РБК, что на этой неделе в Белом доме, возможно, состоится обсуждение разногласий по прогнозу между Минфином и Минэкономразвития. По его словам, расчеты Минэкономразвития в Минфине считают слишком оптимистичными.
Может быть хуже
Объем выпадающих доходов напрямую зависит от того, какой курс доллара заложен в расчет, рассуждает руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Если предположить, что при цене на нефть $55 за баррель курс составит около 64 руб., то падение доходов будет происходить только за счет ненефтегазовой их части — цена на нефть в рублях окажется выше, чем в предыдущем (июньском) прогнозе. В этом случае выпадающие доходы составят за два года всего 300 млрд руб. (в 2016 году — 2 трлн руб. вместо 1,8 трлн руб., в 2017 году — 1,7 трлн руб. против 1,6 трлн руб.). Однако чем крепче будет рубль, тем больше выпадет доходов.
«Сейчас, находясь в глубокой кризисной ситуации, принимать в качестве прогноза вариант, основанный на цене на нефть $55 за баррель, — чрезмерно оптимистичный шаг, — считает Суслина. — Возможно, для бюджетных целей имеет смысл сделать более консервативный прогноз — $45 или $50 за баррель. Поскольку, например, при цене на нефть $50 за баррель (и курсе доллара 67,4 руб.) выпадение доходов в 2016 году будет более значительным — порядка 2,6 трлн руб., а в 2017 году — почти 3 трлн руб.
«Изменение цены на нефть в $1 за баррель отъедает у бюджета 120 млрд руб. Таким образом, в 2016 году изменение прогноза на $5 за баррель даст недостачу в 600 млрд руб.», — посчитала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Это почти вдвое больше, чем рассчитывает Минэкономразвития.
Резать или наращивать
Чтобы закрыть новую дырку в бюджете, правительству придется или серьезнее резать расходы, или тратить больше средств из Резервного фонда. Улюкаев заявил, что он не видит рисков полного расходования Резервного фонда в 2016–2017 годах. До корректировки прогноз Минэкономразвития предполагал, что из Резервного фонда в 2016 году возьмут 1,5 трлн руб., в 2017 году — 0,6 трлн руб., а в 2018 году произойдет пополнение фонда на 500 млрд руб. Минфин с этим не согласен: его бюджетные проектировки предполагают, что из Резервного фонда уйдет по 1 трлн руб. в 2016 и 2017 годах, а в 2018 году там останется порядка 500 млрд руб. и никакого пополнения не произойдет.
Правительство утвердило основные параметры бюджета 25 июня. Перед началом сезона отпусков в Белом доме нерешенным оставался один важный бюджетный вопрос: на сколько индексировать пенсии. Как сообщал РБК, социальный блок настаивает на индексации пенсий в 2015 году на 11,9%, а Минфин — на 5,5%. Второй вариант потребует на 510 млрд руб. меньше, чем первый.
В ответ социальный блок правительства вышел с предложением продлить мораторий на выплаты накопительной части пенсий на будущий год. «Пенсионный фонд был бы сбалансирован, если бы не было тех изъятий, которые, как мы договорились, покрываются бюджетом… В условиях сложного бюджета перед нами встает вопрос, откуда взять средства на трансферты, которые погашают те или иные льготы», — объясняла РБК вице-премьер Ольга Голодец.
Консенсус был достигнут 23 июля на совещании у президента, сообщали РБК источники в правительстве. Цифру они не назвали, сказали только, что она находится где-то между вариантом Минфина и вариантом социального блока.
Источник: rbc.ru