В понедельник утром министры иностранных дел государств ЕС продлили действие экономических санкций против России до 31 января 2016 года. Продление санкций может дать эффект в 1%, максимум — 1,5% дополнительного падения ВВП, ожидает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
«По моему прогнозу, падение ВВП в текущем году составит около 3%. Таким образом, если санкции продляются без ужесточения, падение ВВП по итогам года может составить 3,5–4% ВВП. Максимальное падение возможно в случае, если ухудшится ценовая конъюнктура на углеводородное сырье и сработает ряд других, например инфляционных, факторов», — рассуждает он.
Эффект от санкций по мере их продления будет снижаться, ожидает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «В год мы можем из-за санкций терять 1–1,5% ВВП. Потери будут понемногу снижаться из-за снижения объема внешнего долга, подлежащего погашению. Симметричный ответ даст дополнительный эффект в виде разгона инфляции и снижения уровня жизни».
Москва уже заявила о желании продлить продовольственные антисанкции на тот же срок, что и санкции Евросоюза. Поручение подготовить обращение на имя президента с предложением продлить действие указа о введении ограничительных мер дал на встрече с вице-премьерами глава правительства Дмитрий Медведев.
Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью РБК говорил, что список запрещенной к ввозу продукции не претерпит существенных изменений. При этом он не исключил точечных изменений: «Некоторые заявления по этому поводу уже были, в том числе по биоматериалам для выращивания рыбной аквакультуры. Это вполне возможно».
По словам директора Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлии Цепляевой, хотя санкции обходятся стране, в том числе, и потерей в экономическом росте, но во многом это транслируется через канал оттока капитала. «В прошлом году отток капитала составил около $150 млрд, из них отток $100 млрд был спровоцирован санкциями», — объясняет она.
Согласно прогнозу Минэкономразвития, чистый отток капитала в 2015 году может составить около $110 млрд.
«По моей оценке, в текущем году нужно заплатить (по внешнему долгу) примерно 5% от ВВП. Соответственно, это и есть та цена, которую экономика России заплатит (за санкции)», — сказал РБК бывший первый зампредседателя Банка России Сергей Алексашенко.
Цепляева оценивает падение экономики России в 2015 году чуть более чем в 3% ВВП при нынешних ценах на нефть. «Частично это объясняется эффектом низких цен на нефть и структурными проблемами. Моя оценка на этот год эффекта санкций — 1-1,5% ВВП в этом году. Он уже учитывается в общем падении», — отмечает она.
Но, предупреждает она, краткосрочный эффект от санкций уже прошел, а долгосрочный — еще не проявился в полной мере. «В среднесрочной перспективе влияние санкций, возможно, будет транслироваться через другие каналы — недоступность закупок оборудования и прочее. Но пока этого нет», — предупреждает она.
Официальные прогнозы падения ВВП основываются на предпосылке о том, что в 2015 году антироссийские санкции отменены не будут. Минэкономразвития прогнозирует в 2015 году спад ВВП на уровне 2,8%, Минфин — 2-2,5%, ЦБ — 3,2%.
Базовый сценарий Минэкономразвития на 2016 и плановый период 2017-2018 гг. также предполагает продление санкций и на ближайшую трехлетку. «Это означает сохранение ограничений доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала из частного сектора, связанный с погашением внешнего долга», — говорится в «Сценарных условиях и основных параметрах прогноза социально-экономического развития России». Министерство прогнозирует рост ВВП в 2016 году на 2,3%.
Источник: rbc.ru