Не время для потребления
«Дно» кризиса еще впереди — такой вывод следует из июньского опроса экономистов Reuters. «Темпы снижения потребления должны сократиться на фоне дальнейшего замедления инфляции, но в инвестициях и промышленности ожидается более глубокий спад», — говорится в сообщении компании. По мнению опрошенных макроэкономических аналитиков, замедления падения ВВП не стоит ждать раньше четвертого квартала 2015 года.
В среднем во втором и третьем кварталах опрошенные экономисты ожидают снижения ВВП на 4,1% — и на 3,7% в последнем квартале этого года. В опросе предыдущего месяца цифру в 3,7% процента называли пиком падения ВВП и ожидали увидеть ее по результатам третьего квартала. За первый квартал 2015 года, по оценке Росстата, ВВП снизился на 2,2%.
Также пересмотрены в сторону ухудшения оценки падения ВВП за июнь: с 3,3 до 3,5%. При этом эксперты ожидают продолжения отрицательной динамики инвестиций в июне — падения на 8% по сравнению с 7,6% в мае — и некоторого замедления сокращения розничного товарооборота: с 9,2 до 8,5%.
Для потребителей этот год вообще стал худшим за 17 лет, пишут в своем отчете эксперты Bank of America Merrill Lynch. Внутреннее частное потребление, по оценкам Росстата, за первый квартал сократилось год к году на 9% — это падение превышает показатели любого квартала кризисного 2009 года. Более того, это самое резкое снижение показателя с 1998 года. Ситуация усугубляется тем, что в первом квартале 2014 года потребление увеличилось на скромные 4% — в отличие от 2009 года, когда падение следовало за периодом роста двузначными темпами.
Эксперты центры макроэкономического анализа Альфа-Банка предполагают, что 2015 год может знаменовать конец потребительской модели роста, которая доминировала в экономике страны последние 15 лет. Именно потребление было основным драйвером роста с 2009 года: к 2015 году оно увеличилось на 22%, а ВВП — только на 6%. Также за 2008-2014 годы возросла доля зарплат в структуре ВВП: с 47 до 52%.
Время для прибыли
Зато, несмотря на санкции, высокую стоимость заимствований и умеренные цены на нефть, 2015 год пока оказывается удачным с точки зрения корпоративной прибыли. В апреле, по данным Росстата, прибыль корпоративного сектора выросла более чем на 90% к аналогичному периоду 2014 года. Это последствие девальвации, которая позволила скомпенсировать 47% падения цены на нефть, пишут эксперты Merrill Lynch.
По данным Росстата, в первом квартале 2015 года были зафиксированы рекордные показатели прибыли от продаж — 2,9 трлн руб. Как пишет Елена Балашова, старший научный сотрудник института «Центр развития» НИУ-ВШЭ в июньских «Комментариях о государстве и бизнесе», основным — а для многих производств вообще единственным — фактором роста прибыли стало увеличение цен производителей, то есть, по сути, эти финансовые результаты оплатили потребители.
Кроме того, ускорение инфляции привело к существенному — на 8,7% в мае — сокращению реальных заработных плат. Темп падения этого показателя должен замедлиться за счет постепенного снижения инфляции, однако, полагают аналитики Bank of America Merrill Lynch, корпоративный сектор сохранит возможность влиять на цены на рынке труда при отсутствии давления на них со стороны бюджета, который отказался от индексации зарплат госслужащих и установил минимально возможную индексацию пенсий.
Тот факт, что в правительстве обсуждается возможный отказ от обязательной индексации этих выплат в будущем, указывает на то, что и в 2016 году потребители могут не получить фискальной поддержки, говорится в отчете Bank of America Merrill Lynch. Зато давление на российский корпоративный сектор к концу года может ослабнуть, что дополнительно поддержит прибыли.
Аналитики банка полагают, что такая динамика для производителей и потребителей сохранится в обозримом будущем — по крайней мере, в текущем году. В связи с этим они ожидают, что именно корпоративный сектор окажется драйвером восстановления экономики — в том числе потому что именно прибыли корпоративного сектора исторически стимулировали инвестиционный спрос в России. Авторы отчета пишут, что с 2016 года можно ожидать медленного восстановления инвестиций с темпом 3,9%, что, по их мнению, должно подтолкнуть вверх ВВП — на 1,1%.
В текущем году причин ждать восстановления инвестиций не стоит, уточняют они: сейчас компании направят средства на выплату долгов: внутренних, и — в особенности — внешних, а также выплату дивидендов.
Источник: rbc.ru