Что грозит госкомпаниям
Минэкономразвития разработало законопроект (копия есть у РБК), который существенно расширяет права малого и среднего бизнеса при закупках госкорпораций и компаний с госучастием. Проект вносит поправки в закон 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний, поправки уже согласованы Минфином и ФАС и внесены в правительство, которое может рассмотреть его на заседании 11 июня, сообщил РБК представитель Минэкономразвития. О необходимости расширения доступа малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам госкомпаний в декабре прошлого года в послании к Федеральному собранию говорил президент Владимир Путин.
Авторы поправок предлагают принимать меры к компаниям, не выполняющим или некорректно отчитывающимся о выполнении нормативов объема закупок у МСП. Обязательная доля таких закупок установлена постановлением правительства от 11 декабря 2014 года на уровне не менее 18% от всех закупок. Сейчас в среднем по России доля МСП в госзаказах не превышает 10–11%, оценивает советник председателя федерального межотраслевого совета «Деловой России» Сергей Варламов.
Нарушителей нормативов Минэкономразвития предлагает на год переводить под действие более жесткого закона 44-ФЗ, регулирующего закупки государственных ведомств. Если по 223-ФЗ госкомпании могут работать в соответствии с собственным положением о закупках, учитывающим особенности их процессов, то 44-ФЗ устанавливает процедуру одинаковой для всех, а за несоблюдение любых сроков и процедур заказчику грозят штрафы, поясняет гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок, член генсовета «Деловой России» Сергей Габестро. Например, штраф за неразмещение данных о закупке для госкомпаний может доходить до 500 тыс. руб., для физических лиц — до 50 тыс. руб., отмечает он.
Кроме того, Минэкономразвития предлагает ограничить госкомпаниям возможность выбора процедуры закупки. Согласно поправкам, заказчик сможет сам выбирать, каким способом организовать закупку, только если стоимость контракта выше определенного порога (его определит правительство, в министерстве считают наиболее востребованными для МСП закупки до 200 млн руб.). Если стоимость контракта ниже, выбор процедуры будет ограничен перечнем, утвержденным правительством.
Этой поправкой министерство хочет повысить долю закупок через конкурсы и аукционы: сейчас заказчики стараются их избегать, используя преимущественно так называемые «иные способы закупки» (на них приходится 41% от общего объема объявленных закупок). Под «иными способами закупок» зачастую маскируется самая популярная процедура у госкомпаний — закупки у единственного поставщика, поясняет представитель Минэкономразвития. «В большинстве случаев такие закупки являются малопонятными для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и неконкурентными», — говорит он.
Также поправки предлагают лишить часть компаний с госдолей более 50% (какие именно — решит правительство) права устанавливать свои внутренние положения о проведении закупок и прописывать в них собственные требования к поставщикам: вместо этого им придется использовать типовые положения.
Чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны заказчика в части ограничения количества участников, законопроект исключает нормы об установлении требований к юридическим и физическим лицам в положении о закупке, поясняет представитель Минэкономразвития. При этом у заказчика останется право устанавливать отборочные требования к участникам непосредственно в закупочной документации, подчеркивает он.
Бизнес увидел принуждение
Большая часть законопроекта посвящена регламентации проведения заказчиками конкурентных процедур, и стандартизация этого процесса может существенно облегчить работу малых и средних предприятий в сфере закупок, надеется вице-президент «Опоры России» (представляет интересы малого бизнеса) Виктор Степанов. Но представители других бизнес-организаций настроены более скептично. По мнению Сергея Габестро из «Деловой России», законопроект неспособен упростить доступ МСП к госзакупкам: закон зарегулирует закупочную отрасль, упадет эффективность работы, а квоты для малого бизнеса будут имитировать участие МСП — заказчики обойдут их, создавая компании-посредники, а заказ будет уходить традиционным поставщикам, которые будут у них на субподряде.
Раскритиковал закон и глава РСПП Александр Шохин. Предлагаемые меры носят характер административного понуждения, но не создают стимулов к закупкам у малых и средних предприятий, указывает он в письме на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова, в котором просит его дать поручение по доработке законопроекта (копия есть у РБК). «Выполнение госкомпаниями целого ряда новых требований приведет к увеличению сроков закупочных процедур и росту непроизводственных расходов», — считает Шохин.
Поправки, ограничивающие право госкомпаний принимать собственные положения о госзакупках и устанавливать требования к их участникам, не позволяют учитывать все нюансы, специфику и масштаб работы компаний, удивлена руководитель коммерческой группы юридической фирмы Vegas Lex Юлия Тормагова. Законопроект лишает заказчика права устанавливать в положениях даже ориентировочные требования к участнику закупок, например требования о дееспособности поставщика, о раскрытии документации, поясняет юрист. «Причины исключения этого права субъектов 223-ФЗ непонятны. Это фактически допускает к участию в закупках всех желающих», — отмечает она. Типовые положения могут создать для госкомпаний такие неудобства, но с позиции государства эта мера может стать эффективной, так как позволит лучше контролировать госзакупки и оперативно реагировать на нарушения, спорит адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев.
Сами госкомпании комментируют поправки Минэкономразвития неохотно. В «Роснефти» РБК сообщили лишь, что «в компании создан консультативный совет, осуществляющий общественный аудит эффективности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства», а конкретно законопроект комментировать не стали. В «Российских железных дорогах» сообщили, что законопроект Минэкономразвития «в настоящий момент анализируется специалистами ОАО «РЖД», и причастные ведомства будут проинформированы о позиции компании. Он добавил, что положения, согласно которым доля закупок у субъектов малого бизнеса должна составлять не менее 18%, вступают в действие с середины 2015 года: «На данный момент существует неопределенность в подсчете доли, поскольку фактически она будет считаться за оставшиеся шесть месяцев текущего года», — отметил он. В «Газпроме» на запрос РБК не ответили.
При участии Петра Кирьяна и Людмилы Подобедовой
Источник: rbc.ru