Обреченные на стагнацию
«Многие спрашивают — пик кризиса мы прошли? Конечно, мы сейчас находимся в полноценном кризисе по всем параметрам. По инвестициям в основной капитал мы проваливаемся почти как в 2009 году», — сказал в среду экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, выступая в Совете Федерации.
По его словам, «по реальному эффективному курсу рубля [падение] существенно больше, почти в три раза, чем это было в 2009 году». Если не будет ухудшаться ситуация на Украине и не будет меняться цена на нефть, во втором полугодии не исключено «мягкое ослабление рубля», сказал он.
В 2015 году, по прогнозу Кудрина, падение экономики будет более драматичным, чем прогнозирует Минэкономразвития, ВВП снизится примерно на 4% (-2,8%, по прогнозу Минэкономразвития), отток капитала составит $100—110 млрд, цена на нефть составит около $60 за баррель.
Кудрин назвал три причины низких темпов экономического роста в России: непроведение структурных реформ, низкие цены на нефть и санкции и конфликт на Украине. По расчетам Кудрина, последняя причина «отнимает» примерно 1—1,5% ВВП.
Ситуацию усугубляет то, что прежние проблемы обостряются, указывает Кудрин. В России бизнес по-прежнему говорит о том, что сохраняется проблема незащищенности собственности, несовершенства судебной системы. Сохраняются высокие административные барьеры и коррупция. «Ситуация ухудшилась в силу кризиса. Стали больше проводить проверок по ценообразованию, по валютным спекуляциям», — отмечает глава КГИ.
Только за счет мер антикризисной программы правительства не удастся выстроить новую модель экономического роста. Эта программа лишь поможет преодолеть остроту кризиса, считает Кудрин.
В текущих условиях Россия «обречена» на низкие темпы экономического роста. Средние темпы роста с 2010 по 2015 годы составят 1,9%, что существенно ниже, чем было в начале нулевых. С 2012 по 2018 годы — годы нынешнего президентства Владимира Путина — темпы роста уже составят 1,4%. Даже при самых оптимистичных прогнозах Минэкономразвития темпы роста со следующего года будут не выше 0,5%, напомнил Кудрин.
«За большой отрезок времени мы будем иметь очень низкие темпы роста, которые отстают от мировых. В прошлом году мировые темпы роста составили 3,4%, в странах, близких к нам по характеру, он был около 5%. Таким образом, наша доля в мировой экономике уменьшается», — предупреждает экс-министр.
С помощью мер по смягчению денежно-кредитной политики и реализации крупных инфраструктурных проектов «мы не вытащим экономику», сказал Кудрин. Для улучшения ситуации необходимо «проявить мудрость» и вернуть работу по реформам, предлагает он.
Что нужно поменять
«Должна смениться модель экономики. Прежняя опиралась на высокие цены на нефть и сверхдоходы, — рассуждает Кудрин. — Они влияли на рост заработных плат, которые росли темпами выше, чем темпы роста производительности труда. Эта модель ориентировалась на спрос».
Сейчас же необходимо выстраивать новую модель экономического роста. Условно ее можно назвать моделью предложения. «Это создание более конкурентоспособной продукции и результатов на основе более высокой производительности», — пояснил Кудрин. Эта модель предполагает создание более тесных связей между реальным сектором и образованием, развитие «экономики знаний».
Система управления, в том числе госуправления, является решающей для создания такой системы. Корпоративная и государственная система управления «сегодня существенно отстает от точного анализа и выявления того, что требуется сделать, а затем плавного достижения того, что требуется сделать», сказал Кудрин.
Также бывший министр финансов предложил укреплять институт выборов губернаторов и предоставить больше самостоятельности регионам, указывая, что большую часть роста могли бы обеспечить именно регионы. «Если бы у нас в среднем были губернаторы такие, как передовые», то рост экономики был бы на 1,5–2% выше, оценивает Кудрин.
Кроме того, Кудрин фактически вновь предложил применить меры, которые прописаны в Стратегии-2020 «в условиях замораживания расходов бюджета». В ней был предложен маневр по перенаправлению средств с ОПК на строительство инфраструктуры, образование и здравоохранение. «Этот маневр нужен, если мы хотим говорить о новой структуре бюджета, которая обеспечит экономический рост», — призывает он.
Также необходимо решить пенсионную проблему. Ежегодно численность трудоспособного населения в течение ближайших нескольких лет будет уменьшаться на 900 тыс. человек, а число людей пенсионного возраста — увеличиваться на 700 тыс. человек, оценивает он. Межбюджетные трансферты в пенсионную систему из федерального бюджета в таком случае вырастут на 800 млрд руб. в следующем году «при том, что расходы не должны расти», напоминает он.
Источник: rbc.ru