Рост притока резюме от иностранных специалистов высшего и среднего звеньев — 10–15% с ноября 2014 года, рассказал РБК партнер кадрового агентства Cornerstone Юрий Дорфман. «Самый пик мы наблюдали в начале весны, а уже с началом лета наметилась другая тенденция — отток экспатов из России», — говорит он.
За последний год количество позиций для экспатов в российских компаниях сократилось в среднем на 30–40%, что и привело к такому росту числа резюме — «процентов на 20», подтверждает генеральный директор Manpower Group по России и СНГ Галина Мельникова.
Сэкономить на иностранцах
Причин несколько. Прежде всего, объясняет Дорфман, компании вынуждены оптимизировать расходы.
По данным опроса The Expat Explorer Survey, который проводит ежегодно банк HSBC, в 2014 году Россия по экономической привлекательности для экспатов оказалась 17-й из 34 стран. В 2009 году в рейтинге HSBC она была первой по зарплатам иностранных топ-менеджеров: 30% опрошенных получали более $250 тыс. в год.
«В среднем, по сравнению с россиянами, экспат обходится компании дороже примерно в 2–3 раза, — оценивает Дорфман. — Помимо компенсации, речь идет о предоставлении комфортного жилья класса люкс, его релокации вместе с семьей, расширенной страховке, организации всех юридических формальностей». А раньше, в 1990-х и нулевых годах, компании брали на себя даже налоговые обязательства экспатов, потому что считалось, что Россия — не самое привлекательное место для работы, и специалистов сюда нужно заманить, добавляет Мельникова.
«Также чаще всего зарплаты экспатов зафиксированы в валюте, что при текущем курсе доллара и евро стоит работодателям значительно дороже, чем, скажем, год назад», — добавляет директор по развитию бизнеса кадрового агентства Kelly Services Роман Шикин.
Дорфман рассказывает, что недавно Cornerstone занималось поиском главного исполнительного директора (CEO) в одну западную компанию, которая ведет бизнес в России уже порядка 20 лет. Несмотря на то, что собственники предприятия — иностранцы, они рассматривали именно российских специалистов с достаточными профессиональными компетенциями, посчитав нецелесообразным содержание экспата такого уровня.
Фактор Крыма
Есть также политический аспект, объясняет Мельникова. Где-то не готовы оставаться сами экспаты, где-то компании не готовы допустить их до серьезных должностей. Еще одна проблема — потенциальная невозможность для нанятого иностранца в силу санкций работать, в частности, с Крымом.
В Россию также приехали специалисты, которые, например, работали в западных компаниях на Украине, добавляет Мельникова: фирмы вынуждены их трудоустроить, так как это выгоднее, чем расторгать контракт — это дорогостоящая процедура.
Расставания проходят цивилизованно, подтверждает Юрий Дорфман. Как правило, речь идет об отказе в продлении контракта, а не о сокращении специалистов. Эксперт объясняет, что стандартный контракт заключается на 2–3 года; если специалисту осталось работать полгода-год, компании проще продолжить сотрудничество, чем попасть на колоссальные выплаты: «золотые парашюты», бонусы, неустойки.
Заменить экспатов
Основываясь на данных докладов фонда социальных исследований «Хамовники» (2013-й) и РГНФ (2012–2014 годы), эксперты НИУ ВШЭ оценили число иностранцев на позициях руководителей предприятий, организаций и их структурных подразделений в 2013 году в 46 тыс. человек. Еще 20 тыс. оказались специалистами высшего уровня квалификации, 21 тыс. — работниками среднего уровня квалификации. «Если с 2000 по 2008 год число иностранных специалистов из западных стран устойчиво росло, увеличившись в 2,5 раза (США) и в 1,6 раза (ЕС), то кризис привел к началу обратного процесса — с 2008 по 2011 год из России уехало более 66% специалистов из США и 64% специалистов из стран ЕС», — пишут авторы отчета Владимир Карачаровский и Гордей Ястребов.
Старший научный сотрудник лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев в статье «Мобильность топ-менеджеров в России: что изменилось в кризис 2008 года?» оценивает, что в среднем по рынку в 2000–2009 годах доля экспатов колебалась в интервале 11,9–15,6%: для иностранных топ-менеджеров в российских компаниях — 5–10%; для иностранных компаний она сначала выросла в 2000–2005 годы с 32 до 37,6%, а затем снизилась до 25,7–27,1% в 2008–2009 годах. Солнцев связывает эту динамику с насыщением компаний топ-менеджерами или с увеличением доверия к российским специалистам и ростом их квалификации.
Если в 1990-е годы и в первой половине 2000-х в России банально не хватало управленцев высокого уровня и специалистов редких квалификаций в определенных областях, то сейчас ситуация кардинально поменялась, соглашается Роман Шикин. Марина Тарнопольская, управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт», подтверждает, что тренд на замену иностранцев российскими управленцами они наблюдают даже на тех должностях, где традиционно с 1990-х годов работали экспаты: «Например, раньше из 12 топ-менеджеров в компании могло быть только двое россиян. Теперь же доля экспатов в руководстве составляет не более 20–30%».
В стране появились топ-менеджеры, которые, поработав в иностранных компаниях и отучившись в западных бизнес-школах, получили ту же квалификацию, что и иностранные менеджеры, объясняет Тарнопольская. Шикин отмечает, что они все чаще наблюдают «экспорт» российских управленцев и специалистов за рубеж.
«Несмотря на очевидное сокращение количества экспатов, не думаю, что в ближайшее время произойдет их масштабное вымещение», — говорит Юрий Дорфман. Галина Мельникова оценивает число позиций, которые могут быть закреплены за экспатами, в 30 тыс.
Источник: rbc.ru