Трехлетний план принимается с 2008 года. Тогда министр финансов Алексей Кудрин называл его бюджетом долгосрочной устойчивости. Однако в условиях экономической нестабильности чиновники пришли к выводу, что такая практика может создать лишние риски: если реальность окажется хуже прогноза, возникает угроза секвестра, а при слишком консервативном подходе под нож могут пойти расходы на экономику, что окончательно подорвет инвестиционный рост, сообщает газета «Ведомости».
Собеседники издания признали, что сейчас невозможно предсказать на долгосрочную перспективу целый ряд факторов: возможное усиление санкций, сырьевую конъюнктуру, курсовые качели и темпы развития экономики Китая. В этом случае любые параметры на 2017-2018 будут взяты с потолка, считают они.
Помимо этого предполагается изменить дату внесения бюджета в Государственную думу. Документ планируется подготовить не к 1 октября, а к 25 октября. Объясняется это тем, что Министерство финансов не успевает составить бюджет из-за позднего обновления макропрогноза.
В условиях высокой неопределенности, волатильности и ограниченности резервов, которые должны смягчить шоки, правительство не хочет сковывать себе руки, рассуждает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: в зависимости от развития ситуации решения будут приниматься шаг за шагом. Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Наталья Тимакова не ответила за запрос «Ведомостей». Идут рабочие совещания, лаконичен представитель Минфина, от комментариев он отказался.
Параметры, заложенные в бюджете, всегда сильно отличались от его исполнения, отмечает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. По подсчетам Александрй Суслиной из Экспертной экономической группы, в «спокойные», без экономических шоков, 2013–2014 годы разница составляла всего 2–3%. Зато в кризисный период вероятность ошибки растет, продолжает она: так, в 2009 г. реальность отклонилась от прогноза на треть.
Источник: rbc.ru