На заседании правительства в среду были одобрены поправки в Бюджетный кодекс, которые разрешают подготовить однолетний бюджет на 2016 год (а не трехлетний на 2016–2018 годы, как положено) и останавливают действие «бюджетного правила». В сегодняшних экономических реалиях это прежде всего даст правительству возможность сокращать текущие расходы больше, чем на 2,5% условно утвержденных расходов. На заседании премьер Дмитрий Медведев поддержал такую приостановку: «При таких низких ценах на нефть резервы мы должны сейчас беречь и в большей степени опираться на другие источники».
Как следует из материалов к заседанию правительства, поправки в кодекс, подготовленные Минфином, вызвали протест только в Минюсте. В замечаниях Минюста (есть в распоряжении РБК) указано, что «внесение изменений в законодательный акт в обобщенной форме не допускается». Между тем тезис о приостановке «бюджетного правила» содержится только в пояснительной записке к законопроекту. А в самом законопроекте перечислены лишь нормативные акты, подлежащие заморозке (в том числе и сам Бюджетный кодекс), но не конкретные статьи таких актов и Бюджетного кодекса, которые будут приостановлены.
Минфин в документах к заседанию правительства указал, что исправить замечание Минюста можно только включением «в законопроект положений о приостановлении более 100 норм кодекса» и что «исходя из этого предложение Минюста не учтено».
Больше эта юридическая коллизия никого не смутила. Законопроект согласован и Минэкономразвития, и государственно-правовым управлением президента РФ. 7 сентября он был одобрен на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности.
Представитель Минфина на вопрос РБК, какие нормы будут заморожены, не ответил.
С Бюджетным кодексом такое происходит впервые, говорит руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов. «Понятно, что решение о поправках в Бюджетный кодекс принималось недавно и, судя по всему, просто не успели [доработать текст]. В ситуации, когда приходится спешить, возможно, понадеялись на то, что доработают совместно с депутатами текст. Ничего критичного не вижу, кроме того, что ситуация действительно кризисная. И спешка — это проявление этой кризисной ситуации». По словам эксперта, «в этом случае было важно вовремя внести [законодательную инициативу], а затем, во время работы над законопроектом в Думе, ее можно довести до идеальных формулировок. Нужно было просто зафиксировать позицию и саму конструкцию изменений». «Так же важно было зафиксировать, что это разговор о новой кризисной концепции бюджета, что подкреплено вносимым нормативным правовым актом», — заключает эксперт.
Это значит, что де-факто правительство будет составлять бюджет на следующий год вообще без правил. Ведь оно будет одновременно работать над проектом бюджета, который, согласно поправкам, предложенным Минфином, должен быть подготовлен к 25 октября 2015 года. И над поправками в Бюджетный кодекс, по которому этот проект должен быть создан.
Источник: rbc.ru