Поспорили о пенсии

В среду на заседании правительства были в основном одобрены предложения Минфина об основных параметрах бюджета на 2016–2018 годы. Общие доходы в 2016 году составят 13,96 трлн руб., расходы — 15,87 трлн руб., дефицит составит 2,4% ВВП. К 2018 году дефицит снизится до 0,7% ВВП.

При этом участники заседания по-разному поняли, как выполнить эти параметры. Глава Минфина Антон Силуанов после заседания сообщил, что правительство одобрило индексацию пенсий и соцвыплат в 2016–2018 годах на 4–5,5%. Таким образом, в следующем году индексация будет более чем вдвое ниже, чем заложено в действующем трехлетнем бюджете (11,9%). Это даст казне экономию в 413,7 млрд руб. За три года такая мера даст еще больше — 2,1 трлн руб. В совокупности с сокращением темпов индексации социальных выплат сумма превысит 2,5 трлн руб.

Уменьшение темпов индексаций пенсий и других социальных обязательств — основной элемент сбалансированности бюджета и сохранения Резервного фонда, настаивает Минфин. В материалах министерства указывается, что индексация в полном объеме увеличивает в 2016 году трансферт Пенсионному фонду до 3,5% ВВП с 2,7% ВВП в 2015 году, а доля расходов на социальную политику составит 35% от общего уровня расходов. «У нас не будет ресурсов на разногласия», — предупредил министр, представляя правительству бюджетные расчеты.

Социальный вице-премьер Ольга Голодец заявила, что высказывания Антона Силуанова о пенсиях «не соответствуют действительности». По ее словам, соцблок «будет последовательно отстаивать индексацию в полном объеме», и вся следующая неделя будет посвящена обсуждению бюджета, в том числе бюджета Пенсионного фонда.

Источник РБК в правительстве говорит, что в этом споре уже победил Минфин. По его словам, решение о сокращении темпов индексации было принято еще на заседании бюджетной комиссии в среду премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Тем не менее повод для продолжения спора двух правительственных блоков есть. Вчера были представлены основные характеристики бюджетов Пенсионного фонда и фондов социального и медицинского страхования. Как следует из материалов правительства, оценка доходов Пенсионного фонда Минфином и самим ПФР различается на 572 млрд руб. Также Минфин предлагает в 2016 году направить в ПФР трансферт на 568,7 млрд руб. меньше, чем на это рассчитывает фонд.

Голодец настаивает на том, чтобы увязать индексацию с решением правительства по разморозке накопительной части пенсии. По ее словам, на заседании было дано поручение министерствам финансов и экономики определиться с источником финансирования отказа от моратория на перечисление пенсионных средств НПФ, а также внимательно разобраться с эффективностью использования 514 млрд руб., которые были направлены в негосударственные фонды в первом квартале 2015 года. По ее словам, больше всего на несбалансированность бюджета ПФР влияет именно тема накопительной пенсии, «потому что источника для ее финансирования на сегодняшний день не найдено».

Параметры федерального бюджета 2016 года

82,69 трлн руб. составит ВВП России в 2016 году

16,9% ВВП составят доходы федерального бюджета

19,2% ВВП – расходы

2,4% ВВП – дефицит бюджета

На 0,3% вырастут расходы на госпрограммы

На 14,6% сократятся закрытые расходы, включая расходы на обороноспособность страны

2,56 трлн руб. сэкономит бюджет на сокращении темпов индексации пенсий и социальных выплат за 2016-2018 годы.

99,9 млрд руб. получит государство от приватизации активов

162,5 млрд руб. составят дивиденды компаний в пользу государства

423,7 млрд руб. Минфин планирует занять за рубежом

Источник: Минфин

Меньше денег на армию

После заседания правительства Силуанов сообщил, что в 2016–2017 годах за основу были взяты характеристики бюджета 2015–2017 годов, расходы сократили на величину условно утвержденных расходов. «Это резервы бюджета, мы их предложили сократить, сохранив основные расходы на госпрограммы и мероприятия», — отметил он.

В результате, как следует из материалов к заседанию правительства (есть у РБК), номинальные расходы на госпрограммы в 2016 году вырастут всего на 0,3% по сравнению с 2015 годом. Это обеспечит заявленное президентом реальное сокращение расходов на 5% ежегодно. Финансирование сократят только по двум разделам госпрограмм — «Инновационное развитие» (в 2016 году — 94,4% от уровня 2015 года) и «Новое качество жизни» (98,9% от уровня 2015 года).

Военные расходы бюджета на 2016 год Минфин предлагает сократить менее чем на 10%, заявил Силуанов. Согласно материалам к заседанию, закрытая часть расходов, включая расходы на национальную оборону, сократится больше — на 14,6% по сравнению с бюджетом 2015 года, до 3,2 трлн руб.

Поменяется и политика управления госпрограммами и ФЦП. В ближайшие три года предлагается полностью интегрировать ФЦП в госпрограммы, прежде всего административно. Полномочиями по подготовке ФЦП наделят министерства и ведомства. Сегодня это координирует Минэкономразвития. Утверждать программы будет правительство специальными актами.

Кроме того, Минфин предлагает отказаться от особого порядка формирования ФЦП — предварительно не выделять эти расходы в общем объеме расходов федерального бюджета. «Минфин исходит из того, что он доводит лимиты по госпрограммам, а дальше разбирайтесь сами. Попытка возложить эти обязанности на госзаказчика приведет к тому, что будет уничтожен инвестиционный цикл. Обычно госзаказчики стараются решить сегодняшние важные проблемы, а проблемы завтрашнего дня хотят решать завтра», — возмущается источник РБК в Минэкономики.

Долги вместо зарплат

Еще одно новшество бюджета — жесткое ограничение размера дефицитов региональных бюджетов. Оно составит не более 10% от суммы доходов региона. Это ограничение Минфин предлагает закрепить законом. Необходимость запрета объясняется тем, что к 1 января 2017 года у большинства регионов дефициты достигнут этой планки.

Фактически речь идет о смене приоритетов — еще в прошлом году регионам рекомендовалось выполнять майские 2012 года указы президента по росту зарплат бюджетников. Теперь Минфин рекомендует «направление допдоходов на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств».

Межбюджетные трансферты, за счет которых в том числе финансируются региональные дефициты, в ближайшие три года в основном будут сокращаться. В 2016 году регионы получат на 92,2 млрд руб. меньше, чем в 2015 году. В 2018 году запланировано снижение трансфертов на 152,2 млрд руб. к уровню 2016 года. Рост обещан только в 2017 году — на 171,9 млрд руб. к уровню 2016 года.

Чтобы не создавать дополнительную нагрузку на регионы, Минфин предлагает им использовать для расчета зарплат бюджетникам, повышение которых обещаны майскими указами, не прогнозные данные о размере средней зарплаты по экономике, а данные о фактическом размере зарплат с учетом всех наемных работников и индивидуальных предпринимателей. В реальном выражение новая методика означает более низкий уровень зарплат. Одновременно регионам увеличен порог отклонения от целевых показателей роста зарплат с 5 до 7%. 

Источник: rbc.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *