Сырьевой трейдер Trafigura за период с января по май приобрел у «Роснефти» 3,8 млн тонн нефти. Об этом свидетельствуют данные Argus Media, предоставленные РБК. Таким образом, Trafigura стала крупнейшим зарубежным партнером «Роснефти» за первые пять месяцев 2015 года. Для сравнения, по данным Argus Media, за тот же период «Роснефть» продала ближайшему преследователю Trafigura — швейцарской Glencore — 3,2 млн т. Shell получила 1,9 млн т, Vitol — 1,74 млн, Gunvor — 890 тыс., а BP — 180 тыс.
По данным Argus Media, основанным на информации «Транснефти», за первые пять месяцев «Роснефть» экспортировала 38,8 млн т сырья. Из них по морю — 18 млн т. Таким образом, доля Trafigura в общей структуре экспорта «Роснефти» составляет около 10%.
Представитель «Роснефти» отказался комментировать РБК данные по экспортным поставкам. Представитель Trafigura Виктория Дис отказалась разглашать подробности сделок с «Роснефтью». Она ограничилась ссылкой на отчет Trafigura за период с октября 2014 по март 2015 года. В нем компания заявила, что ее доступ к российской нефти увеличился с 2013 года, когда в Москве появилось ее подразделение.
Капитализируй это
Весной 2015 года СМИ уже писали о росте закупок нефти «Роснефти» со стороны Trafigura. Успех трейдера объяснялся особенностью ее контрактов с «Роснефтью», которые фактически позволяют кредитовать «Роснефть» без нарушения западных санкций.
Российская госкомпания с июля-сентября 2014 года находится под санкциями ЕС и США, которые ограничивают ее доступ к долгосрочному финансированию. В 2013 году Trafigura впервые заключила с «Роснефтью» контракт с предоплатным режимом покупок на $1,5 млрд. «Роснефть», у которой образовалась большая задолженность после покупки ТНК-BP, получила источник финансирования в обмен на будущие поставки. По оценке Nefte Compass, именно эта схема и стала главной причиной рывка Trafigura в России.
Синдикат банков осенью 2013 года предоставил сырьевому трейдеру $1,5 млрд для авансовых платежей «Роснефти» в счет будущих поставок нефти. Таким образом, «Роснефть» получила остро необходимое ей долларовое финансирование для погашения задолженности после покупки ТНК-BP, а Trafigura обеспечила себя сырьем.
«Предоплатные поставки выгодны обеим сторонам. «Роснефть» получает наличные средства, которые затем могут быть направлены на погашение задолженности. Нефтетрейдер приобретает сразу большие объемы сырья», — пояснил РБК аналитик Bank of America Merrill Lynch Карен Костанян.
По предоплатным контрактам с «Роснефтью» работают и другие трейдеры — Glencore и Vitol. Соглашения с ними также были подписаны в июне 2013 года. «Коммерсантъ» в марте писал, что по этим контрактам Trafigura изначально должна была получать ежемесячно около 170 тыс. т, Glencore — 650 тыс. т, а Vitol — 280 тыс. т. Издание отмечало, что «Роснефть» и Trafigura ведут переговоры об увеличении закупок и это вызывает недовольство конкурентов Trafigura.
В мае Financial Times отметила, что другие трейдеры намерены «быть более осторожными с «Роснефтью» из-за санкций, тогда как сама Trafigura рассчитывает увеличить количество покупаемой российской нефти, несмотря на ограничения со стороны США и ЕС.
Российская история
Важным фактором успеха Trafigura в России, как признает сама компания, стало создание в 2013 году собственного представительства в стране. Его возглавили люди, ранее работавшие в ТНК-BP. Президентом Trafigura Eurasia стал Джонатан Коллек, который ранее занимал пост вице-президента ТНК-BP. Как писал в номере за 18 апреля 2013 года Nefte Compass, Коллек во время работы в ТНК-BP развил «тесные» связи с Trafigura. Осенью 2013 года, по информации ТАСС, 15 трейдеров и аналитиков ТНК-BP перешли на работу в Trafigura Eurasia.
До этого в российском бизнесе Trafigura была известна как участница корпоративного конфликта вокруг акций ГМК «Норильский никель» в 2011 году. Тогда в начале года Rusal подал в Арбитражный суд Красноярского края и суд острова Невис иск к ряду компаний, в числе которых была и Trafigura. Недовольство производителя алюминия вызвала конвертация квазиказначейских акций ГМК в депозитарные расписки и продажа 8,1% акций «Норникеля» Trafigura.
Как писала газета «Ведомости» в июле 2011 года, Rusal подозревал, что Trafigura действует в интересах «Интерроса» и менеджмента «Норникеля», которые тогда конфликтовали с производителем алюминия. Летом того же года истец отказался от иска, а в декабре выяснилось, что Trafigura владеет всего 0,9% «Норникеля». Конфликт между Rusal и «Интерросом» был улажен при участии компании Романа Абрамовича Millhouse Capital в декабре 2012 года.
Trafigura — непубличная компания. Основную прибыль она получает за счет нефтетрейдинга. На него приходится 65% от общей выручки — в абсолютных цифрах с октября 2014 по март 2015 нефтетрейдинг принес компании валовую прибыль в $1 млрд. Всего же выручка за полгода достигла $48,2 млрд, а чистая прибыль — $654 млн. По оценке Nefte Compass, несмотря на прорыв нефтетрейдингового подразделения Trafigura в России, компания пока по-прежнему уступает Vitol на Каспии и, прежде всего, в Казахстане. Trafigura также занимается трейдингом минерального сырья и металлов и осуществляет выборочные инвестиции в инфраструктурные проекты, связанные с транспортировкой и переработкой сырья. Основные соперники Trafigura — Vitol, Glencore и Gunvor. Из них только Glencore является публичной компанией. Он считается крупнейшим сырьевым трейдером в мире.
Король умер
По данным Argus Media, в 2013 году крупнейшие портовые отгрузки на экспорт нефти «Роснефти» приходились на Shell — 13,7 млн т. В 2014 году Shell сохранила лидерство – компания отгрузила 9,7 млн т нефти.
До 2012 года ведущим торговцем российской нефтью был Gunvor, на пике в середине 2000-х он обслуживал до трети экспорта российской нефти морем. Gunvor работал со всеми основными российскими нефтедобывающими компаниями — ТНК-BP, «Роснефтью», «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом».
Успехи Gunvor в СМИ связывались с дружескими отношениями Тимченко и президента России Владимира Путина. Тимченко настаивал, что экспансия Gunvor связана исключительно с коммерческой составляющей.
Проблемы Gunvor начались в 2012 году, когда компания проиграла тендеры на покупку нефти «Роснефти» Glencore и Vitol. СМИ активно писали о конфликте Тимченко и ставшего в 2012 году президентом «Роснефти» Игоря Сечина. Но сооснователь и гендиректор Gunvor Торбьорн Торнквист тогда объяснял, что российская нефть продается на долгосрочных тендерах с премией к открытому рынку и Gunvor просто не хочет переплачивать.
Возвращение Gunvor к сотрудничеству с «Роснефтью» при закупках сырой нефти произошло только весной этого года — уже после того, как свою долю в компании весной 2014 года из-за санкций продал Тимченко. По сведениям Reuters, в марте Gunvor выиграл тендер на ежемесячный экспорт 400 тыс т нефти «Роснефти» из Приморска. Контракт рассчитан на период с апреля по сентябрь.
В 2011 году «Роснефть» создала в Женеве собственное трейдинговое подразделение — Rosneft Trading SA. «Крупные нефтяные компании хотели бы сами заниматься нефтетрейдингом, потому что это сверхдоходный бизнес», — говорил РБК в прошлом месяце директор по мировым рынкам и развитию агентства Platts Джоэль Хэнли. По его словам, преимущество нефтетрейдеров заключается в логистике. По оценке агентства, волатильность на нефтяных рынках открыла больше возможностей для сырьевых трейдеров. Агентство констатировало рост интереса биржевых инвесторов к ценным бумагам, привязанным к стоимости нефти, который напрямую коррелировал с падением цен на нефть.
Конец 2014 — начало 2015 годов были очень благоприятным периодом для трейдеров. Они воспользовались падением цен на нефть, а также разницей в стоимости между североморской Brent и американской WTI.
Основным приемом нефтетрейдеров считается арбитраж. Источник РБК в крупном международном сырьевом трейдере именно его называет самой «интересной» возможностью для извлечения прибыли. По его словам, стоимость сырья в Азии и Европе может незначительно отличаться. Если цена в Азии падает в то время пока торги в Европе не ведутся, то трейдер оценивает, возросла ли разница в цене (спред) настолько, чтобы покрыть расходы на фрахт из Азии в Европу. Если спред достаточно велик — трейдер заключает контракт. В условиях высокой волатильности спред возрастает, создавая возможности для трейдера извлечь больше выгоды. Однако, по словам источника, обычно схемы трейдеров «намного сложнее».
По оценке источника, крупные трейдеры получают прибыль не за счет масштабов торговли, а благодаря опытности своих сотрудников, которые умеют «читать» рынок.
При участии Людмилы Подобедовой, Петра Кирьяна, Ирины Малковой
Источник: rbc.ru