При продолжении существующей налоговой политике Россия столкнется с дефицитом бензина в среднесрочной перспективе, считает вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев.
«Это будет происходить неизбежно в результате налоговой политики, которая стимулирует отказ от переработки в пользу максимизации экспорта. Эту модель запустили наши регулирующие ведомства. Пока ситуация стабильна, потому что капиталовложения в переработку имеют длительный цикл. Поэтому мы пока еще этого не чувствуем, но почувствуем в полной мере в среднесрочной перспективе. У нас будет дефицит бензина на рынке, созданный политикой регулирования», — сказал Леонтьев в интервью «Русской службе новостей».
По его мнению, из-за убыточности переработки нефти нефтяные компании отказываются от нее в пользу экспорта. «Вот компания «Башнефть» сократила переработку на 18%. Она это сделала зачем? Потому что это экономически для компании убийственно», — пояснил вице-президент «Роснефти».
При этом Леонтьев надеется, что когда регулирующие органы начнут получать объективные данные от рынка, они одумаются. Тем не менее, считает он, налоговый маневр не пройдет бесследно для отрасли.
Идея налогового маневра состоит в снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышение налога на добычу полезных ископаемых. Также снижаются акцизы на нефтепродукты.
«Роснефть» является наиболее последовательным критиком налогового маневра. Как уже писал РБК, по расчетам руководителя экспертно-аналитической группы компании Марата Узякова и главы управления моделирования и прогнозирования деятельности компании «Роснефть» Виктора Баева, в перспективе налоговая нагрузка на нефтяную отрасль в результате применения «маневра» вырастет на 6,5 п.п. по сравнению с вариантом налоговой системы 2014 года.
«Доля инвестиций в российских нефтяных компаниях по отношению к выручке составляет 12–15%. Это значит, что изъятие в бюджет дополнительных 4–6% выручки приведет к сокращению инвестиционных программ на 30–40%. Причем в данном случае речь идет не о сокращении применительно к какому-нибудь одному кризисному году, а ко всей обозримой перспективе», — заявили эксперты.
В июне 2015 года Росстат зафиксировал наибольший с начала года скачок цен на бензин: всего за один месяц цены производителей выросли на 10,5%. Раньше максимальным приростом цен производителей бензина считался результат марта — тогда цены поднялись в среднем на 8,2%.
Рост цен не был равномерным на всех нефтеперерабатывающих заводах. Так, например, в Ленинградской области цены у производителей бензина выросли на 3,2%, а в Омской области — сразу на 17,3%. В то же время в Тюменской и Сахалинской областях, а также в Якутии цены производителей бензина остались на уровне мая 2015 года.
Источник: rbc.ru