К 1 сентября Минэкономразвития напишет стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2030 года. Подготовить документ министерству поручено по итогам Госсовета по развитию малого и среднего бизнеса, который прошел в апреле. Как следует из первого варианта его плана, число занятых в компаниях малого и среднего бизнеса должно вырасти до 40 млн человек (сейчас — 17,8 млн человек).
По словам представителя министерства, в стратегию будет включен весь возможный спектр инициатив в сфере малого и среднего бизнеса, прорабатываемый министерством и другими ведомствами — меры по снижению фискальной нагрузки, оптимизации госрегулирования, расширению доступа к закупкам крупных госкомпаний, повышению доступности кредитования. Отдельно будут прописаны планы работы создаваемой Федеральной корпорации по развитию МСП.
Хотя доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20-21%, на малые и средние компании приходится только 5-6% от общего объема основных средств и около 6% от общего объема инвестиций в основной капитал, говорится в докладе к Госсовету. В 2013 — 2014 годах государство выделило на поддержку малого бизнеса более 135 млрд руб., но ощутимой пользы это не принесло. Работа институтов развития плохо координируется и в целом «недостаточно эффективна», а «в последние годы показатели деятельности малого и среднего бизнеса показывают отрицательную динамику».
Чтобы госполитика была более эффективной, нужно выделить целевые группы: микро-, малые и средние предприятия играют разные роли в экономике и требуют разного подхода, говорится в плане стратегии. «Роль малых предприятий заключается в создании комфортной среды для граждан, обеспечении занятости. Средние предприятия обеспечивают экономическое развитие. Но в России малый бизнес — это [прежде всего] микробизнес. Существует тенденция к уходу в тень и снижению размера компаний», — признают авторы стратегии.
Тезисы бизнеса
В структуре российского малого бизнеса существенный перекос в сторону торговли, говорит исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. «Доля МСП в торговле у нас в два раза больше, чем в Германии и США. А в сфере услуг ситуация обратная — более чем восьмикратное отставание от США. Отраслевую структуру необходимо менять, чтобы полностью раскрыть потенциал этих сфер», — указывает он.
Добиться этого можно в том числе за счет привлечения самозанятого населения. В США фрилансеры составляют 7,5% всего рынка труда, но в России даже нет такого учета, не работают программы по привлечению специальных групп населения, отмечает Шубин. К примеру, в Финляндии работают специальные программы кредитования для женщин–предпринимателей, в США — программы для отставных военных со льготами по участию в государственных заказах, а в Канаде есть программы поддержки молодых предпринимателей (18-34 года), перечисляет он.
«Опора» также предлагает отдать госуслуги на аутсорсинг. По данным Росстата, в России действует 23,7 тыс. муниципальных унитарных предприятий, из которых 20% занято в коммунальной сфере (производство, передача и распределение газ, пара и горячей воды), 18% — занимаются операциями с недвижимым имуществом, в основном посредническими, 13% — в оптовой и розничной торговле. «Их деятельность искажает состояние конкурентной среды за счет доступа к системе льгот и преференций», — говорится в предложениях «Опоры России» к стратегии (есть у РБК). Чтобы этого избежать, нужно ограничить право муниципалитетов на создание и сохранение предприятий в таких конкурентных сферах экономической деятельности как транспорт, бытовое обслуживание, общественное питание и вывоз мусора.
Ограничить права ГУПов и МУПов предлагает и «Деловая Россия». На конкурсах по государственным и муниципальным закупкам организация просит отдавать приоритет малым и средним компаниям, а не МУПам и ГУПам. Чтобы облегчить участие малого бизнеса в крупных контрактах, государственных программах и тендерах госкорпораций и естественных монополий, предприниматели предлагают дробить крупные тендеры и конкурсы на мелкие лоты.
Другие предложения «Деловой России», с которыми ознакомился РБК, касаются налоговых послаблений. Речь идет об увеличении пороговых значений для применения упрощенной системы налогообложения (УСН). По ежегодному доходу от реализации — до 120 млн руб. (для отдельных видов деятельности — до 400 млн руб.), по стоимости основных средств — до 500 млн руб., по применению патентной системы — с 60 до 120 млн руб.
Источник: rbc.ru