В Московской государственной консерватории имени Чайковского Алексей Айги сыграл 9 июля со своими соратниками музыку Сергея Курехина.
Сергей Курехин по прозвищу Капитан всегда казался разносторонним человеком эпохи Возрождения, лишь по какому-то недоразумению заброшенным в нашу цивилизацию. Пианист, композитор, мастер перфомансов и провокаций, философ, драматург, актер — это далеко не все его ипостаси. Складывается впечатление, что в любой сфере деятельности он чувствовал себя, как рыба в воде. Не потому ли его музыка, при всей ее неоднозначности и сложности, кажется боговдохновенной, ее хочется слушать вновь и вновь. Лишь навскидку вспомним, что в последнее время «Тибетское танго» включила в свой репертуар группа «Оргия праведников», а песня «Сурок» из «Детского альбома» перепета инди-коллективом Kira Lao для пластинки «Вода».
Но этого, конечно, недостаточно. Музыкальное наследие Курехина столь обширно и малоизученно, что к нему нужно обращаться регулярно и систематически. Эту миссию добровольно взял на себя знаменитый композитор-экспериментатор Алексей Айги, которому пришлось нелегко. Ведь Курехин, будучи сторонником спонтанных разовых акций своего проекта «Поп-механика», предпочитал не оставлять после себя нотных записей. Айги был вынужден расшифровывать музыку на слух. А поскольку костяк консерваторской программы составила киномузыка Капитана (из «Замка», «Научной секции пилотов», «Господина оформителя» и др.), можно себе представить, как нелегко его интерпретатору было продираться сквозь реплики киногероев.
В первом отделении Айги со своим проектом 4’33 и оркестром Ad Libitum исполнил собственный произведения, среди которых были «Зимобор», «Буквально», «Страна глухих» и проч. Как выяснилось, этот материал замечательно гармонирует с курехинским наследием. Не секрет, что Курехин работал не столько с нотами и звуками, скольско с пластами массового сознания, которыми ворочал по своему усмотрению. В произведениях Айги можно было уловить нечто подобное. Концерт открывался экспрессивной пьесой о безапелляционном вторжении в естественную среду «Broken Branches» («Сломанные ветви»), под которую почему-то всплывал в памяти мучительный путь на этот концерт: перед консерваторией все тротуары оказались перелопачены ремонтниками, поэтому проходилось идти по тротуару, балансируя между незавидными перспективами оказаться под машиной или увязнуть в расколотом асфальте. А другое произведение напоминало по фактуре какое-нибудь «геополитическое» творение группы «Вежливый отказ», поскольку здесь тоже звучала эпическая вокальная партия на «птичьем» языке.
«Молодец, активно выступил!» – говорили об Айги чопорные зрители в антракте. Они еще не знали, что ждет их во втором отделении! Для исполнения музыки к фильму «Трагедия в стиле рок» к оркестру присоединилось саксофонисты Сергей Летов и Алексей Круглов, устроившие настоящую психическую атаку. В «Тибетском танго» Летов вместе с Айги спел дуэтом строгим голосом Андрея Кагадеева из группы «НОМ». «Последний вальс», как известно, он трудный самый, недаром для его воплощения на сцене появился женский хор. Вокализы же в «Донне Анне» отдали на откуп Екатерине Кичигиной.
Время от времени включался видеоряд, который в отсутствие нормального экрана транслировался прямо на экран, благодаря чему отлично вписывался в жанр концерта-перфоманса. Картинка чутко передавала фактуру музыкальных произведений. Так, под ритмичные куски маршировали глиняные солдатики, а под монументальные фрагменты появлялись изображения слонов. Контрабасист Владимир Волков периодически уходил в отрыв, а совершенно взмокший Алексей Айги творил разные бесчинства, высоко прыгая и мечась по сцене. Это было незабываемо, и хотелось бы «продолжения банкета» в самом скором времени.
И да, Курехин — жив!
Денис Ступников
Источник: km.ru