Холестерина и калорий в английском завтраке хоть отбавляй, но зато после него вы не проголодаетесь до самого обеда. К тому же, это надежное народное средство от похмелья, подчеркивает корреспондент BBC Travel.
Британский драматург Сомерсет Моэм однажды заявил: “если вы хотите хорошо питаться в Англии, то нужно три раза в день есть завтрак”.
Имел ли он в виду, что английская кухня, за исключением завтрака, совершенно несъедобна? Или же хотел сказать, что английский завтрак настолько хорош, что им стоит наслаждаться трижды в день?
Английский завтрак – это напичканная холестерином калорийная бомба, как правило состоящая из двух яиц, жареной колбаски, бекона, фасоли в томатном соусе, жареного помидора и тостов.
Очень вкусная и питательная вещь: сразу отступает любое похмелье, и есть больше не хочется до самого обеда. Если употреблять его с частотой, предлагаемой Моэмом, то ваша ожидаемая продолжительность жизни, пожалуй, серьезно сократится. Но поклонники этого блюда искренне уверены, что начинать день нужно именно с него.
В ходе моей недавней поездки в Лондон я решил съесть несколько таких “поджарок” (fry up, как это называется в просторечии), чтобы выяснить для себя, действительно ли это оптимальный завтрак, а заодно и понять, стоит ли воспринимать гастрономический совет Моэма всерьез.
В кафе Regency в лондонском районе Пимлико английский завтрак подают с 1946 года. Я обратился к местному кулинарному критику Лиззи Мэббот с просьбой побыть моим гидом и консультантом.
На входе в кафе мы столкнулись с выходящим клиентом, с газетой под мышкой и свежим фингалом под глазом. Я призадумался: неужели мне тоже придется одолевать полную тарелку с боем?
Мэббот и я встали в очередь и устремили взоры на написанное мелом на доске меню: в стандартный завтрак входят яйцо, бекон, колбаска, фасоль в томатном соусе или помидоры, хлеб или тосты, чаи или кофе. Стоит это все пять с половиной фунтов (примерно 8 долларов 60 центов).
За небольшую дополнительную плату можно также заказать английскую разновидность драников (hash browns), жареную кровянку (колбасу с кровью и кусочками сала) и поджарку из картофеля с капустой.
Интерьер кафе незатейлив: простые столы из твердого пластика, пластиковые же стулья, на стенах развешана боксерская символика и сувениры. Грациозная женщина за стойкой громко выкрикивает на кухню заказы: “Стандартный с помидором! Стандартный с бобами и фри!”
Мы заказываем: я беру стандартный с кровянкой и картофельно-капустной поджаркой.
Пока мы ждем, Мэббот рассказывает мне о ее собственных правилах поедания английского завтрака: “Много копий ломается по поводу соусного вопроса: кетчуп или коричневый соус (сладковато-кислое подобие кетчупа с патокой, финиками и уксусом). Я обычно кладу коричневый на колбаску, а кетчуп – на остальные жареные элементы”.
Но это еще не все: “Я не люблю, когда желток яйца касается помидора, и я знаю людей, которые со мной в этом солидарны”.
И действительно, собственные правила английского завтрака есть у многих.
В комедийном телесериале Би-би-си “Я – Алан Партридж”, где играл актер Стив Куган, утверждалось, что яйца и фасоль в томатном соусе должны лежать на тарелке отдельно.
“Возможно, я захочу их смешать, но надо, чтобы это решение принял я сам, – говорит герой Кугана в серии, в которой ему готовит английский завтрак подруга из России. – А в качестве дамбы между ними надо применить колбаску”.
Над этим смеются, потому что в этой шутке есть много правды. Не каждый любитель английского завтрака имеет такие строгие правила, но время от времени оказываешься за столом с кем-то (как я сейчас), кто уделяет пристальное внимание деталям.
Маббот рекомендует в первую очередь изучить и оценить колбаску, которая, по ее словам, является показателем общего качества завтрака. “Если колбаска хороша, – говорит она, – то и все остальное на тарелке тоже обычно съедобно”.
Колбаска в кафе Regency оказалась на удивление достойной, сочной и свежей, особенно если учесть, что ее нам подали в простой местной забегаловке, не исповедующей здоровый подход к меню. Да и завтрак в целом оказался лучше, чем я ожидал.
Кровянка, правда, была суховатой. Кислота помидора помогла сбалансировать жирный бекон. А моя поджарка из полутвердой картошки со временами попадающейся в ней капустой была в целом не выдающейся, но хорошо впитала жидкий яичный желток.
По данным Общества английского завтрака, некоммерческой организации, “посвященной истории, традициям и наследию полного английского завтрака”, это блюдо появилось в начале XIX века: помещики-землевладельцы плотно завтракали перед тем, как отправиться на охоту, или просто за утренним чтением.
Позднее, в том же веке, когда начал появляться средний класс, все больше англичан стали подражать богачам – в частности, поедая по их примеру английский завтрак. Вскоре подтянулся и рабочий класс, смекнувший, что калорийная поджарка – это хорошее начало дня напряженного физического труда. К 1950-м годам английский завтрак стал национальной традицией.
Памятуя об аристократических корнях блюда, я решил попробовать и его элитную версию. Лондонский ресторанный критик Дженни Линфорд, автор книги “Лондон для гурмана” (Food Lovers London), посоветовала для этого дорогой ресторан Quo Vadis в районе Сохо, специализирующийся на современной британской кухне.
Тихий интерьер этого ресторана по ощущениям напоминает старомодный клуб или холл гостиницы. Полный завтрак стоит здесь целых 12 фунтов (почти 19 долларов), и в его состав входит примерно тот же набор ингредиентов, что и в кафе Regency (правда, отсутствует фасоль в томатном соусе).
“В дорогом варианте, – поясняет Линфорд, – основная разница будет заключаться в более высоком качестве продуктов”.
Так оно и есть: в Regency кровянка была сухой, а в Quo Vadis – хрустящая снаружи и полужидкая внутри. Бекон был нежным и сочным, а желтки у яиц – ярко-оранжевыми.
“Я предложила это место, потому здесь на тарелке хорошо проиллюстрированы сразу несколько тенденций современной британской кулинарии, – поясняет Линфорд. – Высококачественная еда без претензий, в расслабленной атмосфере, а ингредиенты – местные и сезонные. Раньше, пожалуй, по-настоящему хороший английский завтрак подавали только в гостиницах. Но теперь ситуация изменилась”.
В последнее утро пребывания в Лондоне я спустился к завтраку в отеле Milestone в Южном Кенсингтоне, где я останавливался, и увидел в меню полный английский завтрак. Заказывать его мне поначалу не хотелось: у меня не было особого желания начинать третий день подряд с холестериновой инъекции. Но вдруг дело того стоит? Я все-таки решил попробовать.
Решение оказалось верным. На тарелке было два вида бекона (обычный и с прослойками жира), фасоль в томате, аппетитная поджарка картофеля с капустой, мягкая кровянка, колбаска с туго натянутой кожицей и сочной начинкой, а также идеально приготовленная глазунья с жидкими желтками.
Надо сказать, что из трех упомянутых завтраков этот произвел на меня наиболее благоприятное впечатление. Он был очень недешевым – 25 фунтов (почти 40 долларов), но на вкус его ингредиенты были отменными. Он стоил каждой своей килокалории.
После такого количества английских завтраков я начал опасаться, что могу получить инфаркт прямо в самолете над Атлантикой, по дороге обратно в Нью-Йорк.
Но я начал лучше понимать моэмовский совет. Драматург наверняка был бы доволен современным состоянием английской кулинарии: она сейчас в разы лучше, чем в 1965 году, когда он нас покинул.
К тому же, я решил, что Моэм все-таки хвалил английский завтрак, а не ругал остальную британскую кухню. Если бы не калории и холестерин, это блюдо действительно стоило бы есть три раза в день.
Дэвид Фарли
Источник: bbc.com