Выставка в Амстердаме обещает стать настоящим культурным событием.

Музеи Ватикана совместно с голландским музеем «De Nieuwe Kerk Amsterdam» представили проект грандиозной выставки «Рим. Мечта императора Константина. Сокровища Вечного Города», призванной рассказать о зарождении и распространении христианского искусства в Европе.

Выставка, которая пройдет в Амстердаме и обещает стать настоящим культурным событием, поскольку Италию впервые покидают ценнейший экспонаты из крупнейших музеев страны – Ватикана, Капитолия, Римского национального музея и даже из собора св. Петра.

Без сомнения, собранные в одном месте сокровища раннехристианского искусства привлекут к себе большое внимание публики, что особенно важно в тот деликатный момент, который переживает сейчас Европа.

Как заметил Арнольд Нессельрат, делегат от научных отделов и лабораторий Музеев Ватикана, «чтобы требовать от иммигрантов уважения к нашей культуре и традициям, в первую очередь их должны знать сами европейцы, а для этого Европе надо вновь открыть свои христианские корни».

Центральной фигурой экспозиции, конечно же, станет образ императора Константина Великого. Он не был первым римским императором, который терпимо относился к христианам, но именно с его именем связан решительный поворот в распространении христианства в Европе. В огромной дряхлеющей, разделенной на части и трудно управляемой Римской империи он взял на себя роль лидера и не только положил конец преследованиям христиан, но и поставил христианские ценности во главу социальной жизни.

Обращение Константина к христианству историки связывают с 312 годом, когда перед решающей битвой за Рим император увидел во сне крест со словами «Сим победиши!». Константин велел начертать монограмму имени Христа на штандартах своего войска и на Мильвийском мосту разгромил своего соперника в борьбе за власть Максенция, который утонул в Тибре.

В следующем году в Милане Константин и Лициний, управлявший восточными территориями империи, издали эдикт о прекращении преследования христиан, и Церкви было возвращено ее имущество, отобранное в годы гонений. Хотя, по свидетельству историков, Константин крестился только перед смертью в 337 году, христиане сразу же увидели в нем союзника. В течение нескольких лет при Константине в Риме были построены христианские церкви (в том числе, первый собор св. Петра на месте захоронения апостола). В повседневную жизнь введены правила христианской этики и морали, основанные на помощи бедным и нуждающимся, соблюдении христианских праздников, отдыхе в воскресенье, а также поклонении реликвиям мучеников и святых.

В 324 году Константин оставил Рим, где у него была сильная оппозиция в лице части римских сенаторов, еще поклонявшихся языческим богам, и на месте бывшей греческой колонии Визàнтии, на границе Европы и Азии, основал новую столицу – «Новый Рим», который почти сразу же стали называть Константинополем.

Интересно отметить, что несмотря на все свои заслуги перед Римом, император Константин, в отличие от его матери Елены, так и не был причислен Римско-католической церковью к лику святых. В Италии его почитают как святого лишь в некоторых городах на Сардинии и Сицилии. Однако сегодня вещественная память о нем сохраняется прежде всего именно в Вечном Городе.

О решающей победе Константина над Максенцием напоминает роскошная триумфальная арка, воздвигнутая императором рядом с Колизеем. Огромный «Зал Константина» в Ватикане, расписанный Рафаэлем и его учениками, в прошлом предназначался для официальных приемов и был призван свидетельствовать о могуществе христианского Рима. В Капитолийских музеях фрагменты огромной статуи императора передают величие человека, с именем которого связано распространение христианства в западном и восточном мире. Наконец, в Музеях Ватикана хранится огромный порфировый саркофаг, который император приказал сделать для себя, но отдал своей любимой матери императрице Елене.

Ее образ на выставке будет представлен изумительной картиной Паоло Веронезе «Видение Святой Елены» (ок. 1580 г.) из Пинакотеки Ватикана, на которой императрице во сне является крест. Это подвигло ее уже в довольно преклонном возрасте совершить паломничество на Святую Землю. Фрагменты креста, на котором был распят Спаситель, гвозди, часть тернового венца и надпись над крестом, привезенные св. Еленой в Рим, сейчас хранятся в церкви Сан Кроче ин Джерузалемме.

Одновременно с реформами Константина на территории Римской империи набирает силу и новое христианское искусство. Поначалу оно в основном связанно с культом мертвых, захоронения украшаются христианскими символами. Раннехристианское искусство, без сомнения, черпало вдохновение в античной культуре. Римские базилики были перестроены в христианские церкви, изображения Христа и святых основывались на образах языческих богов и героев. Например, в тот момент Христа часто изображали с виноградной лозой, как бога Диониса, но виноградная лоза больше не символизировала земные удовольствия, а спасение и возрождение.

В III – начале IV веков распространяются скульптурные изображения Христа – «Доброго пастыря» с овцой на плечах и «Учителя», проповедовавшего, сидя на троне, по образу древних философов. В отличие от нас, привыкших к определенной иконографии Христа, первые римские христиане представляли себе Спасителя безбородым. Художники и скульпторы искали образец, по какому могли бы создать его лицо, и выбрали на тот момент самый совершенный – прекрасное юношеское лицо бога света Аполлона.

На выставке впервые рядом будут представлены два скульптурных изображения Христа, находящиеся в Риме в разных местах: «Добрый пастырь» из Музеев Ватикана и «Христос-Учитель» из Римского национального музея.

Первая скульптура вначале представляла собой фрагмент саркофага, и к ней только в XVIII веке была добавлена нижняя часть.

Одновременно со скульптурными, живописными и мозаичными изображениями Христа, апостолов и святых христианские символы постепенно входят в повседневную жизнь людей, о чем свидетельствуют найденные при раскопках светильники, предметы обихода, личные вещи, монеты.

Среди многих языческих культов, которые господствовали в то время на территории Римской империи, христианство с впечатляющей быстротой набирало силу, и в 380 году, уже после смерти императора Константина, становится государственной религией.

Сейчас, когда Европа переживает обратный процесс, выставка, рассказывающая о становлении христанства, является как никогда актуальной. Император Константин мечтал о христанской Европе и, еще шире, о мире, основанном на христанских ценностях. Без сомнения, европейцам пора вспомнить об этом…

Ирина Баранчеева

Источник: stoletie.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *