В марте 2014 года новоиспеченные российские власти Крыма начали процесс национализации, который коснулся, в первую очередь, объектов стратегического толка: промышленных предприятий и госимущества Украины, оказавшегося в распоряжении России.

Однако в собственность российского государства перешла и Ялтинская киностудия, которая занимает порядка 15 гектаров дорогой земли в коммерчески привлекательной части «солнечной столицы».

2 сентября прошлого года правительство Сергея Аксенова приняло решение о принудительном выкупе киностудии у тогдашних владельцев (кстати, граждан России). Объект подвергся национализации уже во второй раз (впервые он был отчужден большевиками в 1919-м).

Весь этот год предыдущие собственники вели судебные тяжбы с республикой, а местные чиновники и авторитетные культурные деятели России размышляли над проектом «возрождения» киностудии.

На разных уровнях звучало множество заявлений о том, что Ялта должна стать центром нового российского кинематографа, кузницей качественных фильмов. Но этим планам не суждено было сбыться.

Судя по тому, что в этом августе киностудия была передана на баланс республиканского министерства культуры, Москве на Ялтинскую «фабрику грез» откровенно наплевать.

Вот музей «Херсонес Таврический», как и большинство брендовых крымских дворцов и санаториев, передали в федеральное ведение. А киностудию оставили местному правительству. Оно же наверняка сверхкомпетентно в вопросах создания современных кинематографических площадок, так что не подведет…

Обреченность проекта развития крымского кинематографа очевидна даже для пропутинской культурной элиты, которая на поверку оказалась более прагматичной и трезвомыслящей, чем власти республики.

Пропагандистский кинематограф

Нынешний Крым имеет мало поводов для гордости, особенно в плане производства уникального творческого продукта. Независимые фестивали уничтожены, международные связи культурных учреждений оборваны. Глухо, как в танке.

Сейчас экспортные возможности полуострова ограничиваются контрабандой пепси-колы с украинскими этикетками в южные регионы России. О распространении собственного культурного контента речи нет.

Поэтому предложения о создании в Крыму кинематографического цеха полного цикла, звучавшие изначально, по сути, были пустым сотрясанием воздуха.

Так, в феврале 2015 года министр культуры Крыма Арина Новосельская оценила восстановление киностудии в 10 миллиардов рублей. По ее мнению, эти деньги должны были собрать федеральные власти, Союз кинематографистов России, Госфильмофонд и лично Никита Михалков, которого чиновница назвала «крестным отцом» студии.

Заместитель и коллега Михалкова по Союзу кинематографистов Олег Иванов даже составил бизнес-план по развитию Ялтинской киностудии на 1 миллиард рублей. Но эта сумма, которой бы хватило на строительство пары хороших больниц, осталась только на бумаге. Зато на свет постепенно начал появляться здравый смысл.

Вспомнив об издержках статуса захваченной республики, патриотичные деятели российской культуры наконец-то поняли, что снимать кино в Ялте невыгодно – ведь потом этот материал никуда не продашь. А значит, Крым обречён производить разве что пропагандистские фильмы для сугубо внутреннего пользования.

Главным глашатаем этой критической позиции поневоле стал Карен Шахназаров, директор «Мосфильма». На эту организацию крымское кинематографическое лобби возлагало большие надежды.

Как оказалось, зря. Шахназаров публично заявил: «Второй Голливуд из Ялты не вышел, в США киноэлита жила тут же, в Лос-Анджелесе, а у нас – в Москве, и никто переезжать в Крым не собирался».

То есть сами российские кинематографисты никогда не были заинтересованы в развитии крымской киноиндустрии. Так что на их поддержку Ялтинской киностудии рассчитывать не приходится.

Нет надежды и на федеральные власти. Ведь Россия де-факто контролировала Ялтинскую киностудию еще с 2000-х. Поэтому, если бы Москва действительно хотела создать собственную кинематографическую индустрию в Крыму, то сделала бы это уже давно.

Так что в ближайшем будущем Ялтинскую студию ожидает одно из двух: либо превращение в открытый съемочный павильон, который можно использовать не столько в производственных, сколько в учебных целях; либо участь российского аналога кинофабрики Третьего Рейха.

Ведь если киностудия и сможет привлечь частных инвесторов, готовых делать свой продукт в Крыму, то без государственных денег все равно не обойдется. И в таком случае речь пойдет о нацистском кинематографе по-кремлевски.  

Аналогия очевидна: кино Третьего Рейха шло в прокате только в Германии и некоторых странах-союзниках. А после падения нацистского режима пропагандистские фильмы стали не более чем рудиментом эпохи.

А будут ли деньги вообще?

Средств на возрождение жемчужины советского кинематографа, по всей видимости, нет.

Министерство культуры Крыма, на балансе которого висит киностудия, располагает крайне ограниченным бюджетом. А частные инвесторы, «о которых не хотят говорить вслух» (чтобы не сглазить), пока бездействуют.

Видимо, чаяния Дмитрия Медведева, который в 2014 году выразил надежду, что именно собственное кинопроизводство поможет Крыму преодолеть культурную изоляцию, были напрасны – ворованное впрок не идет.

Это хорошо понимают и представители пропутинской российской интеллигенции, которые публично говорят о грядущем коммунизме для крымского кинематографа, а кулуарно сливают бесперспективное предприятие, демонстрируя отменное политическое чутье и редкую изворотливость.

В отличие от того же проекта строительства Керченского моста, план возрождения Ялтинской киностудии провален по своей сути, потому выполнять его нет ни малейшего смысла.

Ведь финансировать производство никому не интересных фильмов, которые никогда не выйдут в мировой прокат из-за санкционной политики западных государств, – это просто верх идиотизма.

Поэтому, невзирая на стремление чиновников создать базу для съемок пропагандистских шедевров, идея «российского Голливуда» неосуществима. К счастью для рядовых граждан России. 

Лев Абалкин

Источник: ru.krymr.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *