Ладно, давайте по-честному. Любой газопровод – это череда договоренностей, ультиматумов, уступок и компромиссов.
Не обошлось без таковых (да еще в каком количестве!..) и при строительстве второй ветки Северного потока.
И не только потому что труба задевает многие страны и интересы других поставщиков газа. Она задевает интересы другого транзитера, который за несколько лет был символом сначала надежды, затем жалости, наконец, надоедливости.

Но сильные мира сего, взявшие на себя ряд обязательств и помня о том, что именно евроинтеграция привела к жалости по отношению к Украине, обещают не бросать страну на произвол. Правда, как это будет – загадка.

Прошла встреча Путина и Меркель, на которой, разумеется, обсуждался вопрос транзита газа. Единственный вывод – объемы необходимого для Европы газа будут расти. То есть кусков от этого большого пирога хватит многим. И Меркель, как опекун украинской стабильности, печется о том, чтобы хоть какие-то крохи достались и Киеву. Ну, или делает вид, что печется. В конце концов, “евроинтеграция”, которую имеет сегодня Украина, это и заслуга Меркель.

Так вот, соль в том, что Владимир Путин подтвердил, что после запуска СП-2 и окончания действующего контракта на транзит (2019), Украину окончательно Россия не бросит. Но какой объем будет проходить через трубы, особенно такие “дырявые”, большой вопрос. Вероятно, он решится, в том числе, по итогам предстоящих украинских выборов.
 

Максимальный объем транзита российского газа через Украину после 2019 года, когда заканчивается действие контракта об объемах и условиях поставок энергоносителя по территории страны, составит не более 15 миллиардов кубометров, – сообщал председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер.

 

При этом, газотранспортная система Украины способна транспортировать до 120 миллиардов кубометров энергоносителя в год. Однако после строительства новых газопроводов транзит через Украину в последние годы сократился до 50-80 миллиардов кубометров. В частности, по итогам 2016 года он составил примерно 80 миллиардов кубометров.

 

Каждая ветка СП – это 55 млрд кубометров. Если сейчас через Украину шло 50-80, то после запуска второй ветки это число становится от (-5) до 25 млрд кубометров. Остальные мощности, вероятно, будут простаивать.
Правда, если рост потребностей составит энное количество раз, тогда шансы у Украины еще остаются.

 

До начала переговоров Путин и Меркель сделали перед резиденцией Мезерберг несколько заявлений по роли Украины после запуска “Северного потока-2”. Тогда Меркель указала, что Украина не должна лишиться статуса транзитной страны для российского газа. Путин сделал оговорку, что для России главное, чтобы “украинский транзит соответствовал экономическим требованиям, был экономическим во всех смыслах этого слова”.
Киев и Нафтогаз уже сейчас не так активно работают в направлении ссоры с Газпромом. Здесь свою роль сыграла и битва юристов на европейском рынке, и то, что уже скоро надо садиться договариваться, а конкретных предложений российская сторона не делает.

В общем, скорее всего, к концу 2019 года в невероятной спешке, соглашаясь на все предложенные условия, Киев будет договариваться с Россией хоть о каком-нибудь транзите. То, что несмотря на все суды, всю мерзость отношения Украины к газовому вопросу в последние 5 лет, и станет платой Украине и всей Европе за Северный поток.

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *