Национальные элиты нескольких бывших советских республик и дружественных социалистических государств после развала СССР алчно устремились на Запад. Азартным ребятам захотелось сорвать джекпот, а в результате они получили дырку от бублика. Советский Союз активно способствовал развитию стран СЭВ, а Запад эти государства сейчас просто использует.

Телевидение улучшает знания по географии. По крайней мере, благодаря советскому телевидению жители одной шестой части суши знали о существовании заштатного города Сопот. А не подумает ли читатель, что город с таким названием существует в Соединенных Штатах, а может где-то за его пределами, поскольку он “заштатный”?

Молодые люди в России не знают, что есть в Польше такой город. Да и зачем он им, собственно говоря, нужен? А 20-30 лет назад, разгадывая кроссворд, можно было легко вписать в пять пустых клеточек: “Город на Балтийском побережье Польши, где проводится знаменитый песенный фестиваль”.

И когда русским кидают упрек в “имперскости”, не понимают или делают лишь вид, будто бы население огромной страны тщится навязать всем свою (гео)политическую волю. На самом деле нам жаль, что время фестивалей безвозвратно ушло.

Уровень нынешнего фестиваля эстрадной песни в Сопоте навряд ли выше местечкового, но главное, о нем мало кто слышал. Он оказался не востребованным: как говорится, ни вашим, ни нашим.

“Международным музыкальным фестивалем Интервидения” Сопот был всего-то три года: с 1977 по 1980-й. И в это время его организаторы сумели чуточку подгадить. В 1979-м на сцену сопотской “Лесной оперы” пригласили тогдашнюю попсовую звезду группу Bonny M.
Музыканты западногерманского продюсера Фрэнка Фариана (Frank Farian) выступили с песней Rasputin. Англоязычная версия этого мирового хита текстуально мало чем уступала немецкоязычному шлягеру в исполнении Гиллы (Gilla). И хотя в песне в неприглядном виде выставлялся Григорий Распутин и российская царица, советские музыкальные чиновники усмотрели в ней пренебрежение к истории нашей страны.

Спустя всего год на судоверфи имени Ленина в Гданьске появится профсоюз “Солидарность”, ставший во главе уже антисоветского движения. Это станет началом конца не только нескольких государств, но и музыкальных фестивалей. Сначала прекратились выступления артистов советской эстрады, потом сошел на нет и сам фестиваль. Хотя Сопот предшествовал и имел все шансы стать Сан-Ремо, но так им и не стал. Польша сменила хозяина и попала членом в НАТО. Похожая история произошла не только с городами некогда братских социалистических стран, но и с людьми, а также произведениями искусства. Не обязательно с образчиками социалистического реализма.

Так, например, в СССР пользовался бешеной популярностью венгерский фильм “Венгерский набоб”, снятый в 1966 году. Эта псевдоисторическая мелодрама шла в ногу с мировым кинематографом — ее успех совпал с успехом французской Анжелики, которая попеременно была то с королем, то с султаном. Кинематограф существовал не только в советских республиках, но и в социалистическом лагере. Даже в Румынии, политические отношения с которой не всегда были безоблачными, снимали свое кино. Достаточно назвать цикл боевиков о комиссарах румынской полиции Романе и Микловане. Подростки в СССР смотрели эти киноленты на одном дыхании и лишь “капиталистический” Фантомас да свой в доску Гойко Митич в ролях индейских вождей были еще больше популярными.

Наравне с западными исполнителями себя не чувствовал разве что американец Дин Рид. Несмотря на смазливую внешность вкупе с голливудской улыбкой и успехом у дам, певец из США был все-таки фоном. То ли слишком много в нем было от политики, а не от искусства, то ли сам парнишка не тянул, но так было… Зато эталоном вкуса были не только прибалтийские исполнители, но и коллеги из Восточной Европы.

Восточно-германские рокеры Puhdys — аналог нынешней группы Rammstein. Югославская и сербская певица Радмила Караклаич, болгарин Бисер Киров, полька Марыля Родович и, конечно, чешский певец Карел Готт. Последний, не в последнюю очередь, потому что пел не только на русском, но и на немецком, был любим не только в Союзе, но и в ГДР. Но после распада Чехословакии и развала Советского Союза ему у нас, кажется, не были так рады, как прежде или как в объединенной Германии. Возможно, конечно, дело и не в чувствах, а в деньгах. Трудно сказать. Кстати, и старый добрый “Пудис” по-прежнему радует немецкую публику, как и раньше.

Шесть лет назад произошла вооруженная агрессия Грузии против Южной Осетии и Абхазии, которая навсегда разделила певца Вахтанга Кикабидзе от его российских друзей и слушателей. Певец или впал в старческий маразм или принялся судить о том, в чем абсолютно не разбирается, поскольку обиделся на то, чего не было. “Большая православная страна Российская Федерация напала на маленькую православную Грузию”, как выразился Буба.

Другая грузинская знаменитость, Нани Брегвадзе, не стала смешивать русофобскую политику тогдашнего руководства своей страны и высокое искусство. Вопреки вою шакалов Саакашвили, народная артистка СССР, народная артистка Грузии, лауреат Государственной премии Грузии имени Шота Руставели, профессор, почетный гражданин городов Тбилиси, Беналмадена (Испания) Нани Брегвадзе исполнила несколько романсов на юбилее Евгения Примакова, выросшего в Тбилиси.

Добрая половина человечества во второй половине двадцатого столетия не только знала национальные музыкальные коллективы и исполнителей, актеров и фильмы очень маленьких государств, более того, она их поддерживала. Морально и материально.

Подувший ветер перемен затушевал некогда популярные болгарские курорты, такие как “Солнечный берег” и “Золотые пески”. И в советскую эру Болгария была не заграница, а что уж теперь, когда перед элитами любого народа курорты Куршавеля и Ибицы. Такими темпами дойдет, чего доброго, и до Юрмалы. Некрасивая история с отказом в визах известным российским исполнителям Кобзону, Валерии и Газманову — это только первые цветочки.

Нынешние антироссийские санкции всего лишь артикулированная агрессия. На самом деле тихой сапой их уже давно продвигали вперед и в первую голову наши самые ближайшие соседи и союзники по Совету экономической взаимопомощи и ряда советских республик.

Без советского кино мир никогда бы не узнал великого актера, недавно ушедшего от нас Донатаса Баниониса. Конечно, многое потерял бы и отечественный кинематограф и литовский киноактер. Потеря, что и говорить, для обеих сторон. Только не стоит забывать, что Банионис был бы в любом случае талантливейшим артистом, но такую возможность проявить ему свой дар дал ТОЛЬКО советский кинематограф. Он не смог бы попасть в Голливуд, не потому что его не пустили бы туда зловредные чинуши из Москвы, а просто потому, что о нем никто бы не знал. Такого бы актера для американских режиссеров не существовало.

Выпестованные в советское время национальные кадры республик и союзных государств сделали ставку на победителей в холодной войне, чтобы самим оказаться на острие новой холодной войны. Заметьте, что наиболее русофобскую риторику демонстрируют Польша и Прибалтика, к которым присоединилась Украина, несколько потеснив Грузию.

В погоне за “джекпотом” — европейскими ценностями — эти люди растеряли не только совесть и честь, но и предали свои народы. В совместной с Россией истории они видят исключительно насилие и всяческие злоупотребления, забывая, что у всякой медали есть оборотная сторона.

Игорь Буккер

Источник: politobzor.net

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *