Топ-10 скандальных спектаклей, удостоенных российской национальной театральной премии «Золотая Маска»

Министерство культуры сообщило о сокращении финансирования программы «Культура России» в 2016-2018 гг. Уже в предстоящем году бюджетный кошелек для мастеров искусств похудеет на 7,7 млрд. руб. А дальше… Дальше всё будет зависеть от того, с какой скоростью страна будет слезать с нефтегазовой трубы и заниматься насыщением внутреннего рынка собственными товарами.

Тучные годы, когда Минкультуры щедро финансировало исполнительские искусства и – особенно – театральные фестивали, позади. Экономить придется даже на насущном – это ясно всем. В прошлом театральном сезоне вокруг «Золотой Маски», фестиваля, притязающего на гордое имя «национальный», бушевали скандалы: из Минкульта звучали упреки, что лицедеи временами теряют чувство меры, а «ответки» из сообщества сводились к тому, что, мол, свобода творчества границ не имеет.

Но некоторые спектакли, возвеличенные «Золотой Маской», и впрямь вызывают оторопь или недоумение. «Горячая десятка» скандальных постановок наводит на мысль:  «бюджетное голодание», это, конечно, ужасно. Но и «бюджетное переедание» некоторых театральных организмов тоже бывает опасным для общественного здоровья.

«Аида». Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Режиссер-постановщик Дмитрий Черняков. Премьера – 2004 год. Премии «Золотая Маска» 2005 г.: «Лучший спектакль в опере», «Лучшая исполнительница женской роли», «Лучшая работа режиссера», «Приз критиков и журналистов».

Действие оперы из Древнего Египта перенесено в XX век, в советскую и постсоветскую Россию. В спектакле присутствуют сцены: раздевания до трусов Радамеса (офицер российской армии); фальшивого официозного торжества, которое заканчивается террористическим актом; сцена публичного переодевания женской обслуги «ЦК КПСС» со сменой не только юбок, но и нижнего белья и колгот для встречи с «героями Чеченской войны» и пр. Аида, волею режиссера, становится дочерью предводителя чеченских боевиков. Театральная критика увидела в спектакле режиссерскую идею о «вечно воюющей и саморазрушающейся империи» (России).  Писатель, театральный художник, Василий Дворцов, в своей статье «Под бархатом культурной революции», отмечал, что «…после развала русской школы режиссуры, после крушения творческого руководства театрами, наступил третий, завершающий этап — тотальная замена психологического реализма формалистскими шоу: «Аида» в телогрейке, клон Достоевского, канкан под Мусоргского, пионерка-проститутка на 60-летие Победы…»

 «Евгений Онегин». Большой театр, режиссер-постановщик Дмитрий Черняков. Премьера – 2006 год. Премии «Золотая Маска» 2008 г.: «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре», «Лучшая работа художника по свету» в музыкальном театре. 

Галина Вишневская так отозвалась о спектакле: «Я сходила на премьеру «Евгения Онегина» в Большом театре, и меня охватило отчаяние от происходящего на сцене. Я двое суток не спала и написала письмо директору. О том, что я отказываюсь от празднования юбилея в этом театре. Выходит, зря прожита жизнь и зачем дальше вообще учить, если Большой театр выпускает такое…»

«Лир. Комедия». Государственный драматический театр «Приют Комедианта», Санкт-Петербург. Режиссер Константин Богомолов. Премьера – 2011 год. Премия «Золотая Маска» 2013 г.: «Лучшая женская роль», номинации на Премию – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера».

Действие спектакля перенесено в 40-е годы ХХ века, в Москву. В постановке содержится сцена эротических ласк, исполняемых актрисой (роль Лира), в отношении надувной секс-куклы с надписью «Россия» на лбу. В спектакле женщины играют мужчин и наоборот. Женщина (Роза Хайруллина) в виде мужчины ласкает как бы женщину, Лир мастурбирует в доме Гонерильи, в спектакле есть «оральная» сцена с пистолетом (исполняют две актрисы). Одна из ключевых сцен постановки метафорически представляет лидеров государства в виде раковых клеток, поразивших тело страны. В спектакле много обсценной лексики.

Театральный критик Вера Максимова в изумлении: «За сыгранного Лира, ничего, по сути, в роли не делая, – ложась на куклу с микрофоном-фаллосом и матерно ругаясь больным голоском, Роза Хайруллина получила «Золотую маску».

«Отморозки». «Седьмая студия», Москва. Режиссер Кирилл Серебренников. Премьера – 2011 год. Премия «Золотая Маска» 2012г.: «Лучший спектакль в драме, малая форма», номинация на Премию – «Лучшая работа режиссера».

В спектакле обилие обсценной лексики – герои разговаривают матом. Отморозки –  современные революционеры. Они бьются с омоновцами, их арестовывают, избивают до крови. Отморозки готовят покушения, их пытают люди в штатском, но, вооружённые автоматами, революционеры побеждают, захватывая органы коррумпированной госвласти. В постановки современный «кровавый режим» противопоставлен «людям идеи» – разрушителям государства.

Зритель с театральным образованием Анна Шестакова делится своими впечатлениями: «Два с лишним часа здесь непрерывно орут матом, избивают друг друга, стреляют и даже пытаются похоронить… Тем хуже, тем коварнее, тем подлее этот спектакль. (…) Он показывает зло через увеличительное стекло, многократно усиливая его вибрацию, только зло ничем на него не отвечает, никак не комментирует… Ставит «зеркало» перед «природой» современного человека и умывает руки. Век вывихнут – тем хуже для него и тем лучше для театра».

 «Золотой петушок». Большой театр России, режиссер-постановщик Кирилл Серебренников. Премьера – 2011. Премия «Золотая Маска» 2012 г.: «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре». Номинации на Премию: «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль».

Действие оперы перенесено в современность. Вместо детской сказки – политический театр: в качестве государственного герба – двуглавый золотой петушок, перед зрителями предстанет вальяжный национальный лидер с манерами генсека, оракул — мальчик, опутанный светящимися проводами и спрятанный в двуглавую птицу. В спектакле пародируются государственные парады: мимо помоста-трибуны маршируют знаменосцы с красными знаменами, пупсы с гигантскими петушками на палочках, по сцене проезжает макет баллистической ракеты. Хор в это время поет: «Верные твои холопы, лобызая царски стопы, рады мы тебе служить, нашей дуростью смешить». Русская жизнь в спектакле представлена как царство упырей, мертвяков и некрофилов, над которым следует посмеяться.

Владимир Маторин, народный артист России, солист Большого театра, говорит в интервью: «Признаюсь, внутренне намучился с «Золотым петушком» режиссера Серебренникова – этот спектакль новое руководство театра сейчас снимает с репертуара… К сожалению, Серебренников плохо знаком с музыкой и у него порой странный ход мыслей: на сцене собаки, снайперы. Придурок Додон в маршальской форме танцует на гробах своих сыновей, а сопровождающие его генералы раздеваются до кальсон. И все это раззвонили как открытие».

«Сон в летнюю ночь». «Седьмая студия», Москва, режиссер Кирилл Серебренников. Премьера – 2012 год. Номинации на Премию «Золотая Маска» 2014г: «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера».

Действие перенесено в современность, текст дописан В. Печейкиным. Спектакль насыщен репликами о том, как нелегко жить гомосексуалисту в гетеросексуальном мире. В финале актера, играющего женскую роль, несколько минут носят на руках. В спектакле присутствуют сцены мужского петтинга, актёры озвучивают извращенные грезы, демонстрируют перед зрителями похоть и тиранические инстинкты.

Театровед Леонид Лучкин так резюмирует художественный результат спектакля: «…фестивальной публике представили не шекспировский сюжет, а обряд посвящения починщика раздувальных мехов Дуда в геи. Это случилось в пятой части довольно затянутого на четыре с лишним часа действа. Все предыдущие акты спектакля были подготовкой, предысторией инициации».

«Онегин». Государственный академический драматический театр «Красный факел», Новосибирск. Режиссер Тимофей Кулябин. Премьера – 2012 год. Премии «Золотая Маска» 2014г.: «Специальная Премия Жюри Драматического театра и театра кукол», «Лучшая работа художника по свету», номинации на Премию – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль».

Спектакль в академическом театре по произведению русской классики открывается половым актом, который повторяется трижды. В постановке присутствуют гомосексуальные мотивы. Авторский замысел намеренно разрушен, трактовка характеров героев не соответствует пушкинскому роману.

Театральный критик Лев Степаненко увидел спектакль, когда театр гастролировал в его родном городе. Он был изумлён: «Открывается спектакль сексом Онегина с неназванной партнершей. Он лежит на спине, в трусах, на брошенном на полу матрасе (!), из-за кулис без слов выходит особа в белой простыни, садится на него в позе наездницы и немедленно начинает азартные скачки со стонами и возгласами страсти, усиленными микрофонами».

«Карамазовы». МХТ им. А.П. Чехова, режиссер Константин Богомолов. Премьера – 2013 год. Премия «Золотая Маска» 2015г.: «Лучшая мужская роль», номинации на Премию – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль». 

Действие перенесено в современную Россию. В Скотопригоньевске, как замечают критики, все скотское – скотские менты, скотский банк, скотское ТВ, да и в каждом из жителей есть что-то скотское. Обыгрываются темы: «русского антисемитизма», «гниения русского духа», тема равенства старца Зосимы и Смердякова (играет один актер), тема «гнилой России». Присутствуют сцены гомосексуальных отношений – как мужских, так и женских.

Критик Вера Максимова поражена трактовкой Достоевского: «…в «Карамазовых», Грушенька – Александра Ребенок укладывает засыпающего Алешу на столе, задирает полы его черного капота-подрясника, раздвигает ему ноги, и возникший из причинного места яркий луч света бьет ей в лицо. Возле правой кулисы, разворачивается, повторяясь на экране, лесбийская сцена Грушеньки и Катерины Ивановны».

«(М)ученик». «Гоголь-центр», режиссер Кирилл Серебренников. Премьера – 2014 год. Номинации на Премию «Золотая Маска» 2015г.: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая роль второго плана».

В спектакле присутствуют сцены: урок полового просвещения, когда школьники надевают на морковку презерватив; поцелуй юношей-школьников в губы (один из подростков – гей, он пытается пробудить чувственность в другом); на уроке истории дети пишут рефераты на тему «Сталин – эффективный менеджер» и «Террор как метод смены кадров». Православный крест используется в постановке как стол для педсовета.

Действие пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга перенесено в Россию времен В. Путина (портрет президента – на столе директора школы), текст изменен, герои названы русскими именами, главный их них превращен в религиозного фанатика, мешающего развитию свободы в стране. Современная Россия – страна, где процветают антисемитизм и религиозное мракобесие.

Критик Роман Должанский позитивно оценил действо: «Новый спектакль московского “Гоголь-центра” — едва ли не самое смелое и открытое высказывание о безумии современной России, прозвучавшее не из маргинальных полуподвалов, а с большой сцены крупного городского театра».

«Гаргантюа и Пантагрюэль». Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Театр Наций», Москва. Режиссер Константин Богомолов. Премьера – 2014 год. Номинации на Премию «Золотая Маска» 2015г.: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль». Участник программы «Russian Case» фестиваля 2015 года.

Спектакль насыщен сценами предельного натурализма. Зритель увидит актёра, снимающего брюки и демонстрирующего детородный орган, услышит, как исполнители ролей избавляются от газов в кишечнике. Будут также «поющие какашки» и «песнь вагины», а также рассуждения о том, чем пользоваться после дефекации. Действие пьесы перенесено в Россию: родителей Пантагрюэля зовут Анна Петровна и Игорь Сергеевич Иванищевы, а его единственного и сразу убитого им учителя – Иван Федорович Галилей-Гаврилов. Предмет ностальгии героев – «как мы какали в молодости». Люди, спасающие одного из персонажей от запора, хором поют  советский «Шахтерский марш».

Театровед Николай Берман сообщает об одной из центральных сцен спектакля: «Актриса Александра Ребенок, суперэффектная блондинка в роскошном платье, подходит к микрофону, однако тот не поднимается к ее рту, а опускается до уровня совсем другого органа. И именно он, а не она исполняет «Casta diva». Женская «срамная часть», поющая арию из оперы Беллини, делается одним из главных эпизодов спектакля Богомолова и эффектной метафорой всего раблезианского мира, в котором священное и презренное смешаны до полной неразделимости».

Разумеется, приведенный список не исчерпывает всех скандальных театральных действ, связанных с «Золотой Маской». Премия стала, по существу, «прародительницей» провокативного «Тангейзера» (как видно из нашего «рейтинга», и Новосибирский оперный театр, и режиссер Тимофей Кулябин прежде поощрялись за весьма неоднозначные в эстетическом смысле постановки). Посему вполне объясним тот факт, что во время скандала с оперой Вагнера эксперты «Маски» дружной колонной выступили в защиту спектакля; да и «Тангейзер», если бы он был не снят с репертуара, обязательно бы удостоился «национальной премии».

Но антиэстетический результат – это ещё полбеды. Гораздо интереснее другое, о чем пишет театральный критик Татьяна Москвина: «Хотелось бы прочитать об экономике «Золотой Маски» заключение компетентных органов. Чтобы сомнения развеялись, злопыхатели были посрамлены, а «Маска» просияла бы всеми своими добродетелями».

Что ж, «цена искусства» (да ещё такого!), это, действительно, вопрос непраздный. Так что ждём продолжения нашего исследования от компетентных театроведов.

Сергей Захаров

Источник: stoletie.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *