Министр культуры России Владимир Мединский заявил, что государство обязано тратить деньги на развитие культуры, но при этом оно должно иметь и возможность оценивать качество произведений искусства, на которые эти деньги потрачены.
В программной статье ” Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию”, опубликованной в газете “Известия”, министр обратился к вопросу о том, насколько государство имеет право вмешиваться в деятельность художников, подчеркнув, что ни о какой цензуре речь не идет.
“Тема “Государство и культура” вызывает сегодня в профессиональном сообществе “мильон терзаний”. На самом же деле терзаний… всего два: о деньгах и о свободах”, – пишет Мединский в статье.
По мнению министра культуры, одна точка зрения в этом вопросе – консервативная – заключается в том, что сейчас государство безынициативно, ничего не запрещает, а ограничивается лишь раздачей материальных благ. По мнению же либеральной части общества, любое проявлении государственной воли означает возвращении цензуры.
“Критерий у этой творческой части общества лишь один: чем больше денег и чем меньше требований к результату – тем как бы больше свободы”, – пишет Мединский.
При этом, министр называет оба эти “терзания” подменой понятий, где культурную политику государства называют цензурой, а сомнительный вкус – свободой.
Кинокритик Виктор Матизен согласен, что государство должно поддерживать искусство. “Но поддерживать – это не значит вмешиваться в творческий процесс. Министр Мединский пытается сгладить острые углы, но все это общие слова. К примеру, там сказано, что они против цензуры. Но невыдача прокатного удостоверения фильму под разными предлогами, когда чиновники министерства сами оценивают фильм, определяют несоответствие традиционным ценностям – это самая настоящая цензура”, – утверждает критик.
Театральный режиссер Кирилл Серебренников также считает, что заявление министра культуры – это предупреждение о возможности введения цензуры. “Получается, что финансироваться будет лишь то, что попадает под параметры госпропаганды. И все это, конечно, будет под эгидой нравственных ценностей”, – считает режиссер.
Естественные ценности
В последнее время российское искусство, и в частности театр, сотрясали скандалы, вызванные нетрадиционным взглядом режиссеров и художников на постановки. В мае в Москве даже прошла выставка, посвященная таким спектаклям, с фотографиями скандальных постановок, а каждый “экспонат” был снабжен табличкой с указанием сумм, выделенных из бюджетов данному театру.
По мнению министра Мединского власти не могут не реагировать на требование общественности и игнорировать “мнение большинства сограждан”.
“Именно общество задает приверженность безусловным и естественным ценностям… И это подавляющее нормальное большинство очень расстраивается, когда сталкивается с публичным неуважением к тому, что для него важно и даже священно”, – пишет Мединский.
Режиссер Кирилл Серебренников, сам в последнее время оказывавшийся не раз объектом критики, считает что это была заказная выставка, направленная исключительно на то, чтобы функционеры от культуры могли заявить, что они и есть “голос народа” и они выражают мнение большинства.
“Мы попытались эту выставку посетить, но оказывается, она была сделана ровно на один день, чтобы туда смогла приехать ангажированная пресса, чтобы ее увидел кто-то из депутатов и тут же ее закрыли. То есть, это была выставка не для людей, а для отчетности… Таким образом государство одной рукой пишет доносы, а потом на них же реагирует”, -считает режиссер.
Кому руководить процессом?
Главный вопрос, который волнует работников искусств – каким образом и кто именно должен контролировать творческий процесс. Министр культуры заявляет, что чиновник не должен руководить творчеством, но вот обеспечивать соблюдение административных и финансовых правил – должен.
“На глазах нашего старшего поколения деградировала советская культура, скованная “идеологически выверенными” циркулярами… Однако ничем не лучше и монополизация культуры замкнутыми кастами “творческих сословий”, – пишет министр.
Кинокритик Виктор Матизен считает, что это самый сложный вопрос – кто должен контролировать творческий процесс.
“Кто должен оценивать проект на входе и на выходе? Уж точно не чиновник. Потому что чиновник знает лишь одно средство – запретить. Или, как минимум, ограничить. Оценивать может лишь художественный совет. Но они подменяют реальный художественный совет какими-то людьми, которые либо не имеют к искусству никакого отношения, либо идеологически подкуплены министерством, то есть, берут туда своих”, – говорит критик.
Режиссер Серебренников также считает, что в условиях, когда государство столь активно вмешивается в творческие процессы, “хрупкое искусство” существовать не может.
“Последние лет 15 был расцвет российского театра – огромное количество интересных спектаклей, режиссеров, художников, всё реагирует на время, на события в стране. И это был результат правильной государственной политики по отношении к искусству. Это все было – поливали все цветы, а зритель сам выбирал – идти или не идти, покупать или не покупать, смотреть или не смотреть. А сейчас зрителя держат за идиота, его держат за объект манипуляций и ему говорят: “Мы за вас все решим – что нравственно, что безнравственно, что вам нужно, а что не нужно”, – говорит режиссер.
А Виктор Матизен считает, что этот процесс воплне объясним. “Мы живем в эпоху реакции. А время реакции и характеризуется стремлением власти приватизировать все необходимые ценностные смыслы и не допускать выхода за их пределы. Именно эту линию и осуществляет министр Мединский”, – говорит критик.
Юрий Вязовский
Источник: bbc.com