В вопросе санкций против Северной Кореи Соединённым Штатам снова пришлось пойти на уступки и смягчить свою позицию, чтобы Россия и Китай не наложили своё вето на их резолюцию.
Как пишет журналист Le Figaro, это говорит о том, что США — больше не сверхдержава, которая могла отделить Косово от Сербии в обход ООН и диктовать миру свои правила.
Все те десятилетия, что последовали за сносом Берлинской стены и развалом Советского Союза, Соединённые Штаты были столь сильны, с моральной, культурной, дипломатической, финансовой, военной точек зрения, что могли диктовать свои законы всему миру, пишет Le Figaro.
Ярче всего это проявилось во время конфликта в Косово в 1999 году, когда, действуя без санкции ООН, американцы смогли отделить от Сербии её провинцию, которая вскоре стала независимым государством, и никто не посмел открыто против этого выступать.
Но такого положения дел больше нет, предупреждает автор статьи. И этот вывод он делает на основании того, что в вопросе санкций в отношении Северной Кореи Соединённым Штатам не удалось диктовать свою волю. «Этот понедельник 11 сентября останется в анналах истории как дата, которая отмечает полный упадок американского влияния на Дальнем Востоке», — пишет автор статьи.
Когда Дональд Трамп пришёл к власти, он утверждал, что Америка не допустит, чтобы режим в Пхеньяне обзавёлся межконтинентальными ракетами с ядерными боеголовками, способными достичь американской территории. Но Северная Корея продолжает идти своим путём и проводит всё новые испытания.
В ответ на это США хотели представить в Совет Безопасности проект резолюции с очень жёсткими санкциями в адрес КНДР, но из-за угрозы вето со стороны России и Китая меры пришлось значительно смягчить.
Пришлось убрать, например, пункт о нефтяном эмбарго, поскольку Пекин, через который идут поставки энергоресурсов в Северную Корею, хочет показать Пхеньяну своё неодобрение, но не перекрывать ему кислород, ведь иначе именно в Китай хлынут миллионы беженцев.
«Неспособность Соединённых Штатов заставить северокорейский режим отказаться от ядерного оружия — не исключительный случай. Он вписывается в долгий список геополитических провалов, которые скинули Америку с её пьедестала сверхдержавы», — пишет автор статьи.
Так, в последний раз ей удалось навязать свои условия в 2003 году, когда она силой свергла режим Саддама Хуссейна в Ираке. По словам автора статьи, то была иррациональная и необдуманная реакция Вашингтона на теракты 11 сентября, но в геополитике иррациональность лишает авторитета и, следовательно, возможности сдерживания.
Более того, северокорейскому провалу США предшествовали три другие неудачи: в Центральной Азии, где США потакали Пакистану, что вылилось в усиление талибов в Афганистане; у границ России, где Америка поддержала революции в Грузии и на Украине, не предугадав реакции Москвы; в Сирии, где Башар Асад нашёл себе союзников и остался у власти, хотя Вашингтон требовал его отставки.
«В этой большой игре, где психология важнее всего, нет ничего хуже, чем «ложная твёрдость» — поведение жандарма, который угрожает по поводу и без, но никогда не переходит к наказанию, — пишет журналист Le Figaro. — В геополитике лучше скрывать свои намерения, мало говорить, как можно меньше обещать, действовать быстро и ставить своих противников перед лицом уже свершившегося действия».