В комментариях к одному из прошлых постов мне предложили несколько новый формат – обзор фильмов по какому-то одному актёру. Поскольку сегодня ушёл из жизни один из лучших советских актёров – Олег Табаков, то я подумал, почему бы не начать именно с фильмов Олега Табакова. Десятка фильмов, которые я предлагаю, это лично моя подборка. Табаков вообще хорош в любых фильмах, но в моём личном рейтинге есть фильмы, которые я выделяю отдельно.

Испытательный срок

Режиссёр: Владимир Герасимов, Мосфильм, 1960 год

НЭП. Разгул преступности. Два комсомольца получают направление стажёрами в уголовный розыск. Одного стажёра играет Вячеслав Невинный (Сергей Зайцев), второго – Олег Табаков (Саша Егоров). Это не первая роль в кино молодого актёра – Олегу Табакову было 25 лет во время съёмок – но первая роль, которая показала, что в советском кинематографе появился новый, очень перспективный актёр. Невинный и Табаков играют на контрасте. Зайцев (Невинный) не рассуждает и если ему надо получить показания, готов при случае дать подозреваемому в ухо. Егоров (Табаков) застенчив, скромен и совестлив. Ему тяжело в новой обстановке. Порой он боится – при виде повешенного падает в обморок. Курирует стажёров старший уполномоченный Жур в исполнении Олега Ефремова. Ефремов в те годы был учителем и одновременно старшим другом Табакова. Постепенно Саша Егоров доказывает сотрудникам угро, что совестливость и вежливость – это необходимые условия для сотрудников. Жур отстаивает его кандидатуру перед остальными сотрудниками и оба стажёрами вливаются в уголовный розыск.

Отличный фильм. Один из моих любимых советских фильмов, кстати. Трио Табаков – Ефремов – Невинный создаёт неподражаемый актёрский ансамбль. А участие таких актёров, как Борис Новиков (оперативник Воробейчик) усиливает комическую составляющую А при том это ещё и неплохой детектив с элементами криминального триллера (используя современную терминологию). В общем, пять баллов.

Шумный день

Режиссёры: Георгий Натансон и Анатолий Эфрос, Мосфильм, вышел 7 января 1961 года

Если в фильме «Испытательный срок» Олег Табаков заявил о себе, как о молодом и очень перспективном актёре, то «Шумный день» – это однозначная декларация, что в советское кино ворвался новый большой актёр. Сюжет довольно непритязателен. В старой московской квартире живёт семья Клавдии Васильевны Савиной (Валентина Сперантова). Отец семейства погиб на войне. С матерью живут четверо её детей: старший Фёдор (Геннадий Печников) с женой, средняя Татьяна (Татьяна Надеждина), Володя (Владимир Земляникин) и младший Олег – его и играет Олег Табаков. Жена Фёдора (Лилия Толмачёва), как тогда говорили – мещанка. Она вместе с мужем ждут ордера на новую квартиру, а пока прикупают мебель для новой квартиры. Мебелью пользоваться категорически запрещено. Вокруг этой мебели и закручивается один из главных конфликтов фильма – конфликт между мещанством и романтиком-максималистом Олегом, который к тому же ещё и пишет стихи. Конфликт усиливается присутствуем в фильме соседских гостей – отца и сына Лапшиных (Евгений Перов и Лев Круглый). Лапшин-старший занят какими-то финансовыми мухлежами, в общем, такой классический жучара. Его сын, Генка, влюбляется в Таню Савину. В этом фильме, кстати, снялась молодая Инна Гулая. Словом, что рассказывать – надо смотреть.

«Шумный день» – однозначно один из лучших советских фильмов 60-х. В этом фильме актёры не играют, а живут. И центром всего является Олег Табаков. Сцена с рыбками – когда он кричит «не смей, они же живые!», наверное одна из сильнейших сцен советского послевоенного кино. Комкать описание этого фильма не хочу. Его именно что надо смотреть. И безусловно роль Олега Савина – одна из лучших ролей Олега Табакова за всю его жизнь.

Король-олень

Режиссёр: Павел Арсенов, Киностудия имени М. Горького, 1969 года

Фильм – сказка для взрослых. Олег Табаков сыграл в этом фильме совсем небольшую роль Чиголотти, слуги поэта Дурандарте в исполнении Олега Ефремова. Очередной фильм, где снова вместе играли Табаков и Ефремов. Главные роли в этом фильме играют Юрий Яковлев (король Дерамо) и Сергей Юрский (хитрый первый министр Тарталья). Отдельно стоит отметить прекрасную музыку Микаэла Таривердиева. История о предательстве и верности по одноимённой пьесе итальянского писателя XVIII века Карло Гоцци (автора знаменитой «Турандот»). Это скорее телеспектакль, чем фильм, но в данном случае это не важно. Это просто очень хорошая история рассказанная очень хорошими режиссерами с помощью очень хороших актёров с очень хорошей музыкой. Что ещё сказать?

Достояние республики

Режиссёр: Владимир Бычков, Киностудия имени М. Горького, 1971 год

Первые годы после революции. Из имения князей Тихвинских комиссары пытаются вывезти все княжеские ценности. Но их ждёт облом – когда ящики с реквизированными произведениями искусства доходят до места назначения, в них вместо сокровищ оказываются кирпичи. Начинается следствие. На поиск сокровищ отправляется сотрудник уголовного розыска Макар Овчинников – главный протагонист фильма. Его играет Олег Табаков. А главный антагонист – бывший учитель фехтования Щиловский «Маркиз» в блистательном исполнении Андрея Миронова. Песня «Шпаги звон, как звон бокалов с детства мне ласкает слух» – одна из любимых песен моего детства. Очень люблю и «Что будет, то и будет» – тоже в исполнении Андрея Мировнова. А кроме Табакова и Миронова в фильме снялись такие актёры, как Юрий Толубеев, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин и другие. В этом же фильме снялась и первая жена Олега Табакова – Людмила Крылова. Одна из цепляющих ролей этого фильма – помимо ролей, которые сыграл Олег Табаков и Андрей Миронова – роль атамана Лагутина, которую исполнил Игорь Кваша. И снова употреблю конструкцию «один из». Сцена, в которой Лагутин (Кваша) допрашивает пленённого Овчинникова (Табаков) – одна из любимейших моих сцен – Кваша в ней неподражаем. «Вы хотите жить? А вот я, представьте, не хочу. Но вот ведь какая несправедливость. Вы хотите жить – а не будете. А не хочу – а буду». Аж мурашки по спине. И оглядываясь назад, скажу, что наверное в детстве я неосознанно подражал атаману Лагутину и «Маркизу». Но оба они в финале погибают. Печально.

Семнадцать мгновений весны

Режиссёр: Татьяна Лиознова, Киностудия имени М. Горького, премьера: 11 августа 1973 года

Пусть этот фильм несколько затянут. Пусть некоторые сцены в нём можно критиковать. Пусть эсэсовцы в 1945 году не ходили в чёрных мундирах и пусть гестапо и СД помещались в совершенно разных зданиях. Но это всё равно один из самых любимых моих фильмов. А глава СД Вальтер Шелленберг в исполнении Олега Табакова – это такое удивительно точное попадание в образ, что просто невероятно. Табаков сыграл эсэсовца, циничного интеллектуала и одновременно интригана-чиновника на высочайшем уровне. Я даже не могу представить, кто бы мог так хорошо сыграть Шелленберга.

Сказ про то, как царь Пётр арапа женил

Режиссёр: Александр Митта, Мосфильм, 1976 год

Похождения арапа Петра Великого Ибрагима Ганнибала в исполнении Владимира Высоцкого. Фильм, можно сказать, культовый. Хотя, пожалуй, это слово ему не очень подходит, но другого подобрать не могу. Очень интересные находки Митты для съёмки больших пространств, когда применяется комбинация рисованных фрагментов с кусками отснятой кинореальности. Олег Табаков тут играет сравнительно небольшую роль Павла Ягужинского, ближайшего сподвижника Петра Первого. Играет, как всегда феерично. Особенно в сцене, когда Ягужинский привозит Ганнибалу назначение на должность в Италию.

12 стульев

Режиссёр: Марк Захаров, ТО «Экран», 1976 год

«Голубой воришка» Альхен в исполнении Олега Табакова – ну это нечто. И снова Табаков играет вместе с Андреем Мироновым. Отличная сцена. Мне Альхен в исполнении Табакова нравится больше, чем Альхен в исполнении Григория Шпигеля из фильм Гайдая.

Несколько дней из жизни И. И. Обломова

Режиссёр: Никита Михалков, Мосфильм, 1979 год

Не скажу, что мне этот фильм уж очень нравится. Но всякий раз, если его показывают по ТВ, я не пропускаю. И представить другого Обломова просто невозможно. Олег Табаков – просто архитепический Обломов. Мог ли кто-то сыграть лучше? И как всегда очень хорош один из моих любимых актёров Андрей Попов в роли слуги Обломова – Захара. Ну и конечно Штольц в исполнении Юрия Богатырёва. В общем, Михалков попал точно в яблочко.

Ах, водевиль, водевиль…

Режиссёр: Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Мосфильм, 1979 год

Безусловно, один из лучших советских музыкальных фильмов. Что и не удивительно, ведь песни для него писал Максим Дунаевский. «Ежедневно меняется мода» – один из советских шлягеров того времени. Олег Табаков сыграл отставного прапорщика Ушицу, который хочет жениться на молоденькой Верочке Лисичкиной (в исполнении Галины Беляевой), которую не прочь отдать за прапорщика её отец, актёр Михайло Личикин (Михаил Пуговкин). Смешно и весело. А что ещё требуется от водевиля? В этом фильме, кстати, Табаков снова играл со своей первой женой Людмилой Крыловой.

Мэри Поппинс, до свидания

Режиссёр: Леонид Квинихидзе, Композитор: Максим Дунаевский, Мосфильм, 1983 год

Я про этот фильм уже писал (https://germanych.livejournal.com/312190.html). Поэтому ограничусь только констатацией, что Олег Табаков в роли мисс Юфимии Эндрю – одна из ролей, которая делает этот фильм таким прекрасным. Вообще, как говорят, для мужчины-актёра одной из высших фигур пилотажа является роль женщины. Если это так, то Олег Табаков блестяще исполнил эту фигуру.

Ну и конечно голос Кота Матроскина из серии мультфильмов про Дядю Фёдора («Трое из Простоквашино» и т.д.). Это память детства, но это навсегда.

Конечно, Олег Павлович Табаков снялся в десятках фильмов (что-то под сотню), а я отметил только десять. Но я назвал те фильмы, которые в первую очередь вспоминаются мне, когда речь заходит об Олеге Табакове. Некоторые, увы, пришлось не упоминать, поскольку тогда десятка стала бы очень раздутой.

Что сказать? Ушёл великий актёр. Ушла целая эпоха. Олег Табаков – это имя, без которого нельзя представить себе лучшую эпоху советского кинематографа. Всегда грустно, когда уходят такие люди. Но он оставил учеников. Так что дело его продолжается. И, процитирую строфу одной из песен, прозвучавших в фильме «Ах, водевиль, водевиль»:

Нельзя в этом мире
Пройти, не оставив следа,
Но вечер-волшебник
Запомнит нас всех навсегда.
И новые люди
В далёкой неведомой мгле,
Когда нас не будет,
Нас будут играть на земле
.

 

 

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *