В Белоруссии надеются на то, что стране с помощью Латвии удастся получить «беспрепятственный нормальный выход к морю». Об этом во вторник, 18 сентября, ставя задачу перед новым послом в Риге Василием Марковичем, сказал президент Александр Лукашенко.

Белорусский лидер подчеркнул, что у Минска и Риги имеется большой потенциал в развитии сотрудничества. «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью», — заявил он. «Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный (и немалый) эффект».

«Они понимают, что с Беларусью надо не просто мирно жить, а нужно сотрудничать. Потому что слишком многое нас связывает. И экономика Латвии завязана на экономику Беларуси. И там нам нужно разбираться во всем этом, и нужен такой хозяйственный человек», — отметил Лукашенко.

Он также высказал мысль, что в Риге «почувствовали, что не все решается в Брюсселе».

«Да, хорошо, наверное, им в Евросоюзе. Но не все можно решить. Евросоюз поддержит какое-то время, а потом надо зарабатывать самим. И вместе мы можем заработать. И, самое главное для нас, через Латвию мы можем обеспечить беспрепятственный нормальный выход к морю с выгодой для себя. И в этом направлении мы должны работать», — подчеркнул президент.

Из слов Лукашенко выходит, что Белоруссии выгодней сотрудничать со странами Прибалтики, чем с Россией — членом ЕАЭС и участником Союзного государства, страной, у которой масса морских портов. Почему? Об этом мы спросили наших экспертов.

— Белоруссии есть что вывозить, — подчеркивает политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— Это, в первую очередь, нефтепродукты. В 2017 году Белоруссия продала европейским потребителям 12 миллионов тонн нефтепродуктов. Причем именно через латвийские и литовские порты этот экспорт в основном и проходил. Важно при этом помнить, что белорусские НПЗ работают на нефти, которую Белоруссия покупает в России по ценам ниже рыночных. Это форма поддержки Россией экономики дружественной страны. В первом полугодии 2018 года Россия экспортировала в Беларусь около 9 миллионов тонн нефти в среднем по 50 долларов за баррель. Рыночная цена барреля составляет 68 долларов. Вот такая арифметика.

«СП»: — По словам Лукашенко, «если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию». Почему не хочет Литва?

— Отношения между Литвой и Белоруссией зашли в тупик по причине строительства Белорусской АЭС, первый энергоблок которой будет запущен в 2019 году. Станция возводится «Росатомом» и расположена возле города Островец в Гродненской области. Это всего в 50 километрах от Вильнюса. В Литве заявляют об угрозе ядерного заражения местности.

«СП»: — Получается, что через Латвию проще добиться выхода к морю, чем договориться с Россией?

— Через Литву и Латвию до моря ближе. Порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области находятся подальше. Другое дело, что Российские железные дороги в 2018 году снизили на 50% цену на перевозку для белорусских производителей. Не берусь утверждать точно, но мне кажется, что транспортные расходы практически уравнялись. И политических рисков никаких. Цены на перевалку в портах тоже, по-моему, сравнимы. Мне кажется, все эти разговоры — это способ давления с целью получить наиболее выгодное предложение. Лукашенко знает, что литовские и латвийские порты заинтересованы в белорусском экспорте, потому что Россия посадила их на голодный паек, построив собственные нефтеналивные терминалы в Ленинградской области.

«СП»: — Как сотрудничество с прибалтийскими странами отразится на наших отношениях с Минском? Как Москва должна смотреть на подобные заявления и телодвижения?

— Это сотрудничество, как я уже сказал, и раньше осуществлялось Белоруссией, и, думаю, будет продолжаться с той или иной степенью интенсивности. Не думаю, что Россия будет подталкивать Белоруссию к конфликтам с прибалтийскими соседями. Лукашенко сам найдет, о чем поспорить. И с Россией, и с Прибалтикой.

— Минск старается использовать все доступные ему возможности для проведения максимально независимой политики, включая и экономические вопросы, — считает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

— Белоруссия, разумеется, не отказывается и не откажется от тех преференций, которые даёт членство в интеграционных процессах с участием России. Собственно, условия нахождения в этих процессах весьма широки и не эксклюзивны, то есть не предполагают отказа или значимого снижения кооперации с государствами, не входящими в ЕАЭС и Союзное государство. Москве, очевидно, было бы комфортнее, будь она единственным партнёром Минска в морском транзите. Минску же комфортнее проводить многовекторную политику, подчёркивающую белорусский суверенитет, который порой ставится под сомнение критиками.

«СП»: — Почему Вильнюс не хочет больше сотрудничать с Минском?

— Вильнюс через Брюссель препятствует строительству Белорусской АЭС, которое идёт на северо-западной границе страны. Хотя формально протесты Литвы связаны с вопросами экологической безопасности, некоторые заявления официальных лиц страны говорят о том, что дело не только в этом. Так, несколько месяцев назад глава МИД Литвы высказался в том духе, что Белоруссия обладает ограниченным суверенитетом. Предполагается, что речь идёт о некоей зависимости от Москвы. А если эта зависимость, что бы под ней ни понималось, будет устранена, то исчезнут и претензии Литвы к проекту БелАЭС.

Следует также отметить, что, если для наблюдателя из России три бывшие советские прибалтийские республики воспринимаются как единое целое, с общими политическими установками, то изнутри дела воспринимаются иначе. В этой связи смена партнёра с Вильнюса на Ригу — не обмен шила на мыло.

«СП»: — Лукашенко отметил, что у Минска и Риги имеется большой потенциал в развитии сотрудничества. В чем, например?

— Страны граничат друг с другом, для Минска Латвия — ещё и дополнительное «окно в Европу» для белорусских товаров и туристического потока. Расширение взаимодействия между странами по этим и иным направлениям — задача нового белорусского посла в Риге Василия Марковича.

Белорусским экспортёрам нефтепродуктов или удобрений дополнительный торговый путь будет, как минимум, полезен.

«СП»: — А как нам смотреть на усиление партнёрства Минска со страной, проводящей по отношению к России откровенно враждебную политику?

— Смотреть спокойно, а комментировать по-дружески, всегда подчёркивая, что российские порты открыты для Белоруссии, а Россия приветствует развитие добрососедских отношений союзного Москве Минска с государствами балтийского региона. Следует подчёркивать уважение суверенитета Белоруссии и именно в этом контексте трактовать историю с ухудшением отношений Минска и Вильнюса. Первый, очевидно, захотел сыграть с Белоруссией в детскую игру «чем докажешь, что ты независим от России?», но Минск его переиграл, просто предпочтя строить прагматические отношения с Ригой. В конце концов, если брать взаимодействие Белоруссии и Европейского союза, то здесь для Белоруссии свет не сошёлся клином на Литве.

В контексте же принципиальных для нас белорусско-российских отношений следует действовать не ситуативно («хотите порты? нате!»), но планомерно и с осознанием главной перспективы — строительства не союза государств, что по факту сейчас имеется между Минском и Москвой, но Союзного государства в настоящем смысле слова и в единственном числе. Следует снова на экспертном уровне поднять обсуждение референдума по принятию в Белоруссии и в России Конституционного акта Союзного государства — своего рода «предконституции», в соответствии с которой будут вноситься изменения в конституции РФ и РБ перед тем, как провести референдум, собственн, о по объединению в одну политическую общность. Напомню, что разговоры о Конституционном акте на самом высоком уровне шли ещё с 2001 года, а сам текст проекта акта висит на сайте Постоянного комитета Союзного государства с 2005 года. Надо отметить, что это очень простой и компактный документ, не бином Ньютона и не договор об ассоциации Украины и ЕС.

Существуют скептики, утверждающие, что ещё не пришло время, не созрела ситуация, что это настолько сложный вопрос, что его нельзя просто брать — и выносить на референдум (читай: нельзя гражданам двух стран решать принципиальный вопрос своего общего будущего). Получается парадокс: в начале «нулевых» время уже пришло, и ситуация созрела, а сегодня — «ещё не пришло». Почему граждане Великобритании могут решать такой «экспертный» вопрос, как отношения своей страны с Европейским союзом, а русские и белорусы решить свои отношения на референдуме «не доросли»?

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *