В истории много парадоксов. И один из них заключается в том, что небольшая экспедиция Колумба стала величайшим событием в истории человечества, а плавание огромного китайского флота под командованием Чжэна Хэ было забыто. Хотя свидетельства говорят о том, что за 28 лет, с 1405 по 1433 годы, этот выдающийся мореплаватель совершил семь грандиозных путешествий. Его быстроходные джонки достигали берегов Индии, Аравийского полуострова, Африки и Австралии. Некоторые исследователи доказывают, что Чжэн Хэ совершил кругосветное плавание и открыл Антарктиду, Новую Зеландию, а также Северную и Южную Америки.

Чжэн Хэ был мусульманином, еще мальчиком он попал в плен к китайцам. Его подвергли кастрации и пристроили присматривать за императорскими наложницами. Чжэну Хэ повезло – он попал на службу к принцу Чжу Ди. Со временем они сблизились и составили заговор с целью свергнуть императора, причем Чжэн Хэ возглавил войска принца. Мятеж удался.

Из евнухов в адмиралы

Одним из первых решений нового императора было назначить Чжэна Хэ командующим флотом, который должен был утвердить господство Китая во всем мире. В 1403 году он задумал грандиозный проект – строительство гигантского флота в сжатые сроки. Верфь стала второй по масштабности стройкой после возведения Великой Китайской стены. Сюда свозились деревья со всей страны. Кроме того, император велел построить в Пекине огромную обсерваторию и составить подробную карту звездного неба – необходимое подспорье для китайских капитанов, чтобы они могли ориентироваться в открытом море.

В 1405 году морские гиганты снялись с якоря. Сотни огромных многопалубных кораблей под шелковыми алыми парусами (кстати, флагман этого флота занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой деревянный корабль) были под завязку нагружены драгоценными подарками – фарфором, шелком, нефритом, золотом. В экспедицию отправились не только моряки, но и чиновники, переводчики, астрологи и астрономы, фармакологи, которым предстояло собирать лекарственные растения, врачи и купцы…

Возглавлял армаду старший евнух Чжэн Хэ. Современники описывали адмирала как двухметрового атлета с крадущейся походкой тигра. Свой отрезанный орган он хранил в украшенном драгоценными камнями ларчике и всегда носил в складках своего шелкового одеяния.

Пираты и реликвии

Первые три экспедиции Чжэна Хэ следовали одна за другой по одному и тому же маршруту: Восточное побережье Индокитая, Ява, Малаккский полуостров, Суматра, Цейлон, Малабарское побережье Индии. Домой китайские мореплаватели возвращались тем же путем, и только происшествия, случившиеся с ними, дают возможность в хрониках различать плавания «туда» и «обратно». В первой экспедиции китайцы пленили знаменитого пирата Чэня Цзуи, который захватил в то время Палембанг – столицу индусско-буддийского государства на Суматре. Таким образом Малайский архипелаг оказался под влиянием Китая.

Из третьей экспедиции Чжэн Хэ привез захваченного царя Цейлона Алагакконару, который вознамерился убить адмирала и захватить его корабли. Считается, что это был единственный случай, когда Чжэн Хэ осознанно и решительно свернул с пути дипломатии и вступил в войну не с разбойниками, а с официальной властью страны, в которую прибыл. Однако с именем Чжэна Хэ связывают еще одну легенду – о зубе Будды – реликвии, которую китайский флотоводец то ли собирался выкрасть, то ли действительно выкрал с Цейлона.

Некоторые историки утверждают, что плавания адмирала были предприняты чуть ли не специально для похищения зуба, а все остальные странствия – для отвода глаз. Но местные жители якобы перехитрили Чжэна Хэ – «подсунули» ему ложную реликвию, а настоящую припрятали. Но каждый раз Чжэн Хэ доставлял к императорскому двору бесчисленные сокровища. Каждое новое путешествие приносило новые связи и товары.

В дальнейшем флот Чжэна Хэ посещал еще более отдаленные страны: во время четвертой экспедиции они дошли до города Ормуза в Персидском заливе. Из этого плавания в столицу флотоводец привез рекордное число иностранных послов – из тридцати держав. Из них восемнадцать дипломатов Чжэн Хэ развез по домам в ходе пятой экспедиции. Все они имели при себе милостивые письма от императора, а также фарфор и шелка – вышитые, прозрачные, крашеные, тонкие и весьма дорогие, так что их государи, надо полагать, остались довольны. А сам адмирал на этот раз пустился в неизведанные воды к берегам Африки.

Загадка фарфоровых карт

Официальная информация о последних двух путешествиях Чжэна Хэ была уничтожена, что породило массу всяческих слухов. Отставной британский моряк Гевин Мензис выдвинул гипотезу: корабли Чжэна Хэ… обошли весь земной шар и побывали в Америке, Австралии и Антарктиде! Это утверждение вызвало шквал критики со стороны историков. Однако как бы то ни было, к XV веку в Китае действительно появляется несколько загадочных карт, на которых можно угадать изображение Австралии и даже Америки! А в марте 2006 года специалисты из новозеландского университета объявили о том, что изученная ими китайская карта 1763 года, на которой нанесены Америка, Австралия и Новая Зеландия, возможно, является подлинной копией другой, более ранней китайской карты – 1418 года.

Миссионеры-францисканцы, побывавшие в Китае в XVI столетии, стали первыми европейцами, в руки которых попали свидетельства, указывающие на китайские контакты с Австралией. В их числе была выгравированная на меди довольно грубая карта Зеленого континента. В 1961 году в Гонконге была обнаружена старинная фарфоровая ваза, на которой изображена карта, отдаленно передающая очертания восточного побережья Австралии.

Еще одна подобная «фарфоровая карта» находится на Тайване. Она, как считают, изображает южное побережье Новой Гвинеи, восточное и юго-восточное побережье Австралии, вплоть до области Мельбурна, и грубую схему Тасмании. А на карте, хранящейся в Ватиканской библиотеке (она создана миссионером-иезуитом Риччи в 1602 году в Пекине на основе тогдашних китайских карт), изображена часть северного побережья Австралии.

Отчасти факт таких плаваний подтверждается находками в Новом Свете китайских изделий – монет, статуэток, оружия, а также характерных якорных камней. Не исключено, что джонки Чжэна Хэ действительно обогнули земной шар, и китайские мореплаватели стали первооткрывателями новых земель.

В 1424 году умер император Чжу Ди. При его сыне и внуке Чжэн Хэ продолжал свою «адмиральскую работу» и в 1433 году благополучно завершил свое последнее плавание.

Исторических данных о судьбе тех кораблей, которые в 1433 году вернулись в Китай из последнего плавания в Индийский океан, нет, но специалисты полагают, что срок их жизни не был отличен от китайских кораблей XVI века, которые подлежали ремонту каждые 3-5 лет. А замена вышедших из строя кораблей более не производилась. Много судов было сожжено. Почему?

В 1436 году после смерти внука Чжу Ди – императора Сюаньдэ – страной фактически стали управлять бабушка нового малолетнего императора и евнухи. И вышел указ о запрещении строительства океанских судов.

Конкретные причины смены приоритетов государства и его отказа от крупномасштабной морской политики остаются предметом дискуссии историков. В числе важных факторов называются как необходимость экономии средств госбюджета в условиях практически постоянной борьбы с монголами, так и вражда между конфуцианскими чиновниками-интеллектуалами и придворными евнухами. С последними конфуцианцы ассоциировали строительство Великого флота.

Дипломатические связи Китая со странами «западного океана» прервались на века. От «государственного присутствия» в Индийском океане китайские власти отказались и даже уничтожили большинство лоций Чжэн Хэ.

Доподлинно никому не известно, когда скончался прославленный адмирал Чжэн Хэ — то ли во время седьмой экспедиции, то ли вскоре после возвращения флота. В современном Китае считается, что его как истинного моряка похоронили в океане, а гробница в Нанкине –лишь условная дань памяти.

Источник: vzapare.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *