Санкт-Петербургская студия документальных фильмов «Лендок» провела бесплатную демонстрацию ленты Олега Сенцова «Гамер».
Это – дебютная работа украинского кинорежиссера, снятая им на собственные деньги. Мировая премьера состоялась в 2012 году на кинофестивале в Роттердаме. «Гамер» получил приз Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) и Специальный диплом жюри Национального конкурса на Одесском международном кинофестивале. Кроме того, фильм был удостоен приза Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске.

В картине рассказывается о подростке по имени Алексей. Он увлечен компьютерными играми, из-за чего забросил учебу в техникуме. Однако, его мастерство компьютерного игрока – «геймера» («гамера» на сленге молодежной компании, к которой принадлежит Алексей) растет, и он даже участвует в международном турнире компьютерных игр в Лос-Анджелесе, где занимает второе место. Вернувшись домой, Алексей понимает, что нельзя заменить реальную жизнь виртуальной, поступает в университет и порывает с «геймерством».

«Политическую подоплеку можно найти и в “Буратино”»

«В студии открывается новый сезон, мы просто показываем редкие картины, которые зритель не видел на большом экране, которые в принципе не прокатывались. Картина “Гамер” подпадает под это описание», – отметили в пресс-службе «Лендока». Причиной этих объяснений стали нападки на киностудию со стороны одного из наиболее одиозных депутатов Городского законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова. Узнав о предстоящей демонстрации фильма Олега Сенцова, он пообещал «препятствовать показу всеми доступными законными способами» и пригрозил, что «все предатели будут за свиную шкурку вытянуты на свет божий и наказаны».

Петербургская премьера ленты Олега Сенцова вызвала неудовольствие и главы комитета по культуре Санкт-Петербурга HYPERLINK “https://www.zaks.ru/new/person/view/42/” Константина Сухенко. Он назвал показ фильма «провокацией» и выразил сожаление, что Смольный не может запретить демонстрацию «Гамера», поскольку студия «Лендок» не находится в ведении городской администрации. «Год-два спустя этот показ не вызвал бы никакой реакции. Но есть общественное мнение и после показа будет ясно, правильное или нет решение приняла киностудия», – отметил Сухенко.

А группа активистов петербургского отделения движения «Народный собор» направила в Смольный прошение запретить показ фильма Олега Сенцова. На студии «Лендок» в ответ уверяли, что в «Гамере» нет никакой политической подоплеки. «Да, режиссер оппозиционный. Но если так все рассматривать, то и в “Буратино” можно отыскать политическую подоплеку», – заметили в пресс-службе «Лендока».

«Портрет поколения»

В назначенное время в демонстрационном зале студии собралась публика. Никаких нарушителей спокойствия не было, тем не менее, напротив здания студии дежурил наряд полиции.

Специалист Санкт-Петербургской студии документальных фильмов по внешним коммуникациям Анна Гусева в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» перед началом сеанса сказала, что «Лендок» планировал показать фильм Олега Сенцова задолго до вынесения ему приговора. «Никакой особой рекламы для этого показа мы не делали. А то, что сегодня к нам пришло так много людей – это заслуга Милонова и Сухенко. Они нас очень хорошо пропиарили», – заметила Гусева.

Самые первые кадры фильма и финальные титры сопровождались аплодисментами в зрительном зале. Специальной дискуссии по окончании сеанса не было, но корреспондент «Голоса Америки» попросила нескольких зрителей поделиться впечатлениями. Ответы, как правило, были односложные: «интересно», «мне понравилось», «спасибо студии за показ». А отсутствие на показе Виталия Милонова один из зрителей объяснил тем, что тот, возможно, «наконец-то решил заняться своими депутатскими обязанностями».

Художник-реставратор Бронислав Мелевич сказал, что хорошо знает советский кинематограф 60-х годов, и в этой связи «Гамер» напомнил ему некоторые ранние фильмы Марлена Хуциева. «Это – тоже портрет поколения. Молодежь принимает героев фильма, как своих, а людям постарше это, может быть, кажется немного непривычным. Но так и должно быть – у каждого свое восприятие», – считает Бронислав Мелевич.

Приговор Сенцову – «акт терроризма на государственном уровне»

Приехавшая из столицы Карелии студентка петрозаводского университета Светлана отметила, что подобные киноленты не имеют широкого зрительского успеха, но любители артхаусного кино его обязательно оценят. «Такие фильмы обычно смотрят на фестивалях, а потом те, кому они нравятся, покупают DVD, или просто скачивают. Хотя сейчас, после наших антипиратских законов скачивать становится все труднее», – сожалеет она.

Девушка также сказала, что пришла на показ не только для того, чтобы увидеть этот фильм, но и выразить таким образом несогласие с приговором Олегу Сенцову. «Конечно, это мало что значит. Но я считаю, что этот приговор – большая несправедливость и беззаконие. И то, что я здесь – это мой маленький привет режиссеру», – подчеркнула Светлана. И добавила, что по этой причине она просит не называть ее фамилию.

В зале присутствовали и активисты коалиции «Демократический Петербург». Перед началом сеанса они положили у входа в кинозал стопку листовок, озаглавленных: «20 лет Олегу Сенцову – возврат к политике сталинского террора!».

В самой листовке, в частности, говорится, что суд над Олегом Сенцовым и Александром Кольченко «не имеет никакого отношения к законности и праву. Это – акт терроризма на государственном уровне, единственными целями которого являются запугивание и месть. Этой местью несломленным гражданам Украины стали чудовищные сроки тюремного заключения в колонии строгого режима, большие, чем за убийство».

Заканчивается листовка фразой самого Олега Сенцова из его последнего слова перед вынесением приговора: «…единственное, что я могу пожелать информированной части населения России – это научиться не бояться!».

После показа фильма «Гамер» все листовки «Демократического Петербурга» оказались разобранными.

Анна Плотникова

Источник: golos-ameriki.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *