Решение Трампа признать Иерусалим столицей Израиля является частью новой ближневосточной политики, связанной с переформатированием Саудовской Аравии. Скандальное решение было согласовано с Эр-Риядом ещё в начале ноября американской делегацией во главе с представителем президента США в «Ближневосточной мирной инициативе» Джаредом Кушнером. В результате этой сделки палестино-израильское урегулирование оказалось в заложниках новой большой игры против Ирана, которую совместно ведут США, Израиль и Саудия.

Истоки этого запутанного сотрудничества восходят к американскому «пакту Куинси» 1945 года, который включал положение будущей сделки по нефтедоллару – саудовская нефть взамен на «военный зонтик» Соединенных Штатов. Второе положение данного договора предусматривает отказ Саудитов от препятствования созданию еврейского государства взамен на поддержку США усиления Саудовской Аравии в регионе. 

С приходом Трампа в рамках принятых обязательств Вашингтон обязался помочь новому наследнику Мухаммеду бен Сальману узурпировать власть, а в обмен потребовал размежевания в палестино-израильском вопросе. Новая стратегия американо-израильского сотрудничества принадлежит зятю Трампа Джареду Кушнеру, который поддержал зачистку саудовских элит. Молодые политики вели переговоры до глубокой ночи перед запуском репрессий 4 ноября.

По свидетельству Тьерри Мейсана, задержанием и пытками членов королевской семьи занимались наемники американской ЧВК Academi Эрика Принца (бывшая Blackwater), а санкцию на освобождение задержанного премьер-министра Ливана Саада Харири дал лично Кушнер по ходатайству президента Египта Абделя-Фаттах ас-Сиси. Именно поэтому после освобождения из саудовского плена Харири по пути в Ливан из Парижа заехал в Каир. За помощь в зачистке дворцовой элиты США получили часть изъятых у членов монаршей семьи средств в размере 800 млн долларов.

Однако помимо Харири был среди гостей Мухаммеда бен Сальмана ещё один арабский политик – президент Палестинской национальной автономии 82-летний Махмуд Аббас. 6 ноября он был вызван в Эр-Рияд в рамках саудовского плана начать совместное арабо-американское наступление против Ирана и его союзников. Наследник престола поставил Аббаса перед неприятным фактом отмирания «Мирной арабской инициативы», предусматривавшей создание Палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в Газе со столицей в Восточном Иерусалиме, и предложил альтернативный вариант.

«План Б» предусматривает перенос Палестины в сектор Газы с последующим увеличением его территории за счет части Синайского полуострова. При этом статус Иерусалима, районы В и С на Западном берегу реки Иордан должны остаться вопросами переговоров с Израилем при посредничестве саудовской миссии. За принятие плана «Газа плюс» Мухаммед бен Сальман предложил Махмуду Аббасу 10 млрд долларов и впоследствии обещал увеличить финансовую помощь обновленной Палестине. Однако, согласно New York Times, палестинский лидер не сказал ни да, ни нет, и отказался от взятки.

Идея переноса Палестины на Синай уже 20 лет вынашивается правыми политиками Израиля и рассматривается как способ заставить арабов принять аннексию Израиля на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме. Главное, чтобы арабские соседи согласились уступить свою территорию под палестинское государство. Похоже, что это согласие уже де-факто получено после того, как Египет передал Саудовской Аравии острова Тиран и Санафир в Красном море. Тем самым Эр-Рияд признал Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 года, отказавшись от принципов «трех нет» в отношении Израиля (на мир, переговоры и признание).

Начавшееся сотрудничество Саудитов с Израилем во многом объясняет политику Трампа по отказу от поддержки терроризма на Ближнем Востоке, которая оказалась включена даже в состав новой стратегии национальной безопасности. Такое прорывное решение противоречит методике хаотизации Ближнего Востока, которая рассматривалась предшествующими администрациями США в качестве залога сдерживания Ирана в регионе и обеспечения безопасности Израиля. 

Очевидно, Трамп выбрал более «гуманный» способ сохранения еврейского государства во враждебном окружении, однако он дал сбой уже на первых этапах применения в реалиях Палестины. Аннексия восточного Иерусалима спровоцирует рост антиизраильских настроений во всем исламском мире и станет новой почвой для развития исламского экстремизма, создаст условия для махинаций западных спецслужб на религиозных противоречиях Ближнего Востока.

Alena Bajowa

 

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *