За годы столыпинских реформ 100 лет назад за несколько лет в Сибирь переселилось более 3 млн человек, за годы действия программы по получению всеми желающими “дальневосточного гектара” было роздано всего 55 тысяч участков, причем в основном – местным жителям. Почему так происходит?
“Дальневосточные гектары” начали бесплатно раздавать с 2016 года для жителей Дальневосточного федерального округа, с 2017 года -для всех россиян, при этом от них даже не требовали постоянно переезжать на эти земли и допускалась кооперация нескольких граждан вне зависимости от степени их родства. На словах по опросам интерес к программе выразили до 20% россиян, но на практике интерес оказался ничтожным.
Критики программы отмечали, что гражданам раздавали в первую очередь неудобные земли – заболоченные участки, расположенные вдали от дорог и прочей инфраструктуры и т.д. Также говорилось о том, что строительство дорог к выбранным гражданами землям не предусматривалось.
“Как сообщают региональные власти, не более 5% “гектаристов” приезжают на Дальний Восток из других регионов России, а большая часть среди получателей земли – это местные жители, – сообщает агентство ТАСС. – Для них программа стала отличной возможностью узаконить фактически занятую землю или устроить новое хозяйство.
В самом популярном на сегодня Приморском крае, где выдано уже более 13,7 тыс. га земли, чаще всего ее берут под пасеки, животноводство, выращивание культурных растений. Еще одно популярное направление – туризм. Не случайно самым востребованным районом у “гектаристов” в Приморье является Хасанский район, который славится своими пляжами.
В Хабаровском крае “на гектаре” появилось первое на Дальнем Востоке козоводческое предприятие, продукция которого уже поступила на прилавки. В Амурской области открылась клубничная ферма, на Сахалине – первый торговый центр на дальневосточном гектаре, а в Магаданской области – аэроклуб”.
С одной стороны – успехи. С другой – что на всем огромном Дальнем Востоке до сих пор лишь в одном месте разводят коз – это сильно.
“Пришла статистика по “дальневосточному гектару”, – пишет в своём Facebook Павел Пряников. – Получено 55 тыс. участков, из них 7 тыс. – в коллективной форме. Всего это 72,7 тыс. человек. Одиночке можно было получить до 1 га земли на Дальнем Востоке, а в коллективной форме (семья из нескольких человек) – до 10 га.
Дальше тоже интересная статистика. Наибольшим спросом пользовалась земля в Приморье – здесь раздали 16 тыс. участков (т.е. почти 30%). По 9,4 и 9,3 тыс. участков раздали в Хабаровском крае и Якутии, в Сахалинской области – 8,3 тыс. Интересна и сфера деятельности, которую выбирают люди, получив участок. 42% планируют построить себе жильё, 27% выбрали занятие сельскохозяйственной деятельностью,12% хотят обустроить дачный участок и личное подсобное хозяйство. Около 11% людей собираются реализовать туристические проекты, 8% планируют открыть магазины, кафе, автозаправки и заниматься другими видами предпринимательской деятельности. Т.е. около 40% будут что-то выращивать на своём участке, в целом 2/3 – вести какую-то хозяйственную деятельность. Высокий процент.
Как уже не раз писал про эту программу, 1-2 га – это достаточный участок для ведения интенсивного сельского хозяйства: теплицы, питомник, птичья и грибная ферма, выращивание женьшеня. А если это совмещать с небольшой гостиницей, то можно выстроить полноценный бизнес. Рядом Китай. Безусловно, самые дальновидные будут ориентироваться на этот рынок (как сельское хозяйство, так и туризм). Китай проглотит любые объёмы товаров и услуг.
Но для успешности программы “дальневосточного гектара” вокруг него должны работать и другие госпрограммы. Много раз писал, как помогают фермерам гранты по 2-5 млн. руб. и недорогие кредиты. Нужны дороги и коммуникации, упрощённая документация. Если в дополнение к “дальневосточному гектару” всё это заработает – будет результат”.
На минувшей неделе пришла новость из Приморского края, где местный житель затеял необычное для этого региона дело – выращивание винограда и виноделие. Вкус и качество его вин оказались настолько хорошими, что ферма даже пользовалась успехом как объект “винного туризма” (т.н.”Майхинская винодельня). Но, как сообщает “Восток Медиа”, всё закончилось обысками и обвинениями фермера в незаконном бизнесе и производстве контрафактного алкоголя.