Руководство шести ведущих театров столицы получили прокурорские письма с требованием отчитаться о неблагонадежных спектаклях. Прокуроров интересуют аморальные авторы, аморальные постановки и аморальная атмосфера в МХТ им. Чехова, в «Современнике», в «Сатириконе», в «Гоголь-центре», в Театре Романа Виктюка и в Центре имени Мейерхольда. Правоохранители проверяют, есть ли в этих театрах мат, порнография и прочая аморальность. Проверка проводится по заявлению какого-то малоизвестного фонда «Искусство без границ».
Если бы я не был патриотом своего Отечества, то я бы, услышав в очередной раз подобную новость, воскликнул бы возмущенно, что Россия стремительно превращается в страну всепобеждающего маразма. Но нет. Это, конечно же, не так. Маразм нервно курит в сторонке, отступая под натиском высокой духовности, безграничной морали и нержавеющих скреп. Активисты всех мастей, не жалея живота своего, спасают Отечество от тлетворного влияния Запада, от чуждого русскому мужику мата, от навязанной нам врагами порнографии и не нужного настоящему патриоту секса. Такое торжество активистского разума не может не радовать. Надо признать, что многие высоконравственные москвичи завидовали высоконравственным новосибирцам, победившим «Тангейзер» с помощью местного попа-активиста, возбудившего местную прокуратуру. Даже несмотря на то, что суд не нашел ничего противозаконного ни в «Тангейзере», ни в действиях режиссера с директором – их всех прихлопнули и разогнали. На радость попу и его гоп-компании. А в Москве такой высокодуховной акции никто организовать не мог. Суетились как-то все по мелочам – затравили пожарными да прокурорскими крохотный и безобидный Театр.doc, подбросили свиную голову на ступеньки МХТ, поворчали о несоответствии отдельных премьер оригиналам Пушкина и Достоевского, попытались сорвать пару громких спектаклей… Одним словом – возня, недостойная великой театральной столицы.
И наконец – свершилось. Гром прогремел, мужик перекрестился, и прокуроры обратили свой грозный взор на ведущие театры Москвы и, не побоюсь этого слова, – России. Теперь генпрокурор господин Чайка сможет почувствовать себя ястребом, пресекающим аморальную мышиную возню худруков и режиссеров. Теперь прокуроры докажут Отечеству, что они сильны не только в игорном деле, но и в деле матерном.
Прокуроров отныне волнует порнография и аморалка. Они уже победили в стране преступность, разоблачили всех коррупционеров, посадили всех взяточников, изловили всех казнокрадов и оборотней… Теперь они требуют информацию о спектаклях Кирилла Серебренникова «Трехгрошовая опера» (МХТ имени Чехова), «Золотой петушок» (Большой театр), «Голая пионерка» («Современник»), «Пробуждение весны» («Гоголь Центр») и др. Некоторые из этих спектаклей уже давно сняты из репертуара, но нет срока давности для порнографии. И не может, наверное, не возбудиться здоровый прокурор, услышав про «голую пионерку», даже если пионерки уже нет и была она не совсем голой.
У Константина Райкина прокуроров взволновали «Все оттенки голубого», что совершенно справедливо. Это автор, режиссер и театралы считают, что спектакль поднимает тему семейных ценностей. Но прокуроров и заявителей не проведешь, они-то большие знатоки в оттенках голубого.
В Театре Виктюка под подозрение попала «Саломея», что весьма логично – любой нормальный патриот и прокурор просто обязан вздрогнуть, услышав бандеровское слово «Сало»… И пусть теперь Виктюк с его неблагонадежным происхождением объясняет в письме прокурорским, что он имел в виду, прикрывая подозрительное «Сало» не менее подозрительным «мея»…
Не повезло в очередной раз и Константину Богомолову с его «Борисом Годуновым», «Карамазовыми»… Его уже проверяют не первый раз. Православные экстремисты пытались срывать его спектакли, какие-то неведомые эксперты неведомого НИИ выясняли, не искажал ли он классические тексты нетленных авторов. И вот теперь пришли прокурорские, которых вспугнул «Идеальный муж». Дирекции театра теперь предстоит писать объяснительные и про «мужа», и про Богомолова, и про мат, и про порнографию… То есть наконец займутся делом, вместо того чтобы развлекаться какими-то там премьерами да гастролями.
Весь этот праздник высокой духовности и торжества безматерной морали прокуроры устроили по заявлению малоизвестного фонда «Искусство без границ». Приличные театральные деятели, критики и зрители, у которых я попытался хоть что-то выяснить об этом фонде, лишь разводили руками. К неприличным гражданам, которые матерятся и ведут аморальный образ жизни, я обращаться не стал. Заглянул в Интернет. И сразу же попал на сайт этого фонда. Прочел программный документ «О фонде» и сразу успокоился. Духовность Отечества в надежных руках. У Табакова, Райкина, Виктюка, Захарова, Урина, Серебренникова… таких высоконравственных и духоподъемных текстов на сайтах не найдешь. Пока они там, в своих подозрительных театрах, занимаются аморалкой, в фонде «Искусство без границ» пишут, обращаясь к человечеству:
«Мы придерживаемся убежденности, что предмет искусства является достоянием всего мира и не может существовать в рамках одной страны. Если оно настоящее, тогда должно быть показано всем желающим, независимо от их государственной принадлежности.
Случается так, что в какой-нибудь стране N не очень озабочены развитием своего общества и не дают возможности талантливым людям заниматься своим непосредственным делом, в котором они могли бы, выразив себя через искусство, создавать шедевры, составляющие ценность мировой культуры. Но правители и не думают помочь таким людям, напротив, всячески препятствуют им в их благородном стремлении. Это означает, что дарование не будет раскрыто, или, если удастся самостоятельно противостоять государственной машине, хоть и раскроется, все равно никогда не будет выставлено на свет мировой общественности, да и для общественности будет показано уже не в полной мере. И пропадет.
Высокое искусство принадлежит всему человечеству. «По ком звонит колокол?» – помните этот вопрос и книгу Хемингуэя с одноименным названием? Так вот, не спрашивайте, по ком звонит колокол, когда вы видите, как втуне пропадают таланты…»
Читаешь этот высокий штиль, и душа замирает. И хочется стать лучше. И хочется быть выше. И может, даже кудрявее…
«Дарование человека – явление довольно редкое. И потерять его в силу каких бы то ни было причин – значит сделать мир беднее, лишить его шанса измениться в лучшую сторону. Силу искусства невозможно переоценить. А сколько стоит дарование, создающее его? Никто этого не знает. Чем его измеришь? Этого никто еще не делал, никто не знает, как это делается, это невозможно, как невозможно оценить и промысел божий нашими мерками. Мы только чувствуем. И поэтому говорим – мы веруем, и поэтому говорим – оно бесценно»…
Это лишь небольшая часть откровений загадочного фонда, программного документа, претендующего на звание морального кодекса строителя не пойми чего. Читаешь этот манифест, и вырывается то и дело непроизвольно восторженное – «офигеть!» В хорошем смысле этого слова. В плохом теперь не позволяет закон.
Знакомлюсь на сайте с руководителями фонда, о которых раньше тоже ничего хорошего не слышал. Президент фонда – гражданка Дзасохова Светлана Валентиновна. Вице-президент – Дзасохов Игорь Соломонович. Исполнительный директор – Белоцкий Евгений Михайлович. Обзваниваю знакомых театральных деятелей, критиков и театралов – никто ничего об этих высокоморальных гражданах не знает. Понимая, что мы люди в некотором смысле ограниченные и мало что знающие, помимо «Тангейзера», «Саломеи», Богомолова да Райкина… снова обращаюсь к недрам Интернета. Но даже там загадочная Светлана Дзасохова ничем хорошим, кроме фонда, не отметилась. Или я не сумел найти. Зато ее Игорь Соломонович оказался генеральным директором энергетической компании «Динамо». И мастером спорта по дартсу. И победителем соревнований по этому высокоинтеллектуальному виду спорта на различных чемпионатах, причем неоднократно – на Кипре. Что говорит о международном масштабе личности гражданина Дзасохова, продвигающего искусство без границ.
С Белоцким Евгением Михайловичем, который на сайте числится исполнительным директором, история еще более загадочная. Всезнающий Интернет выдает нам информацию о том, что некий Белоцкий Евгений Михайлович «химичил» на строительном рынке Ярославля, выиграв с помощью махинаций тендер на строительство районной больницы. В результате управление Федеральной антимонопольной службы выставило штраф его фирме «Лидер Ярославль» в размере 69 миллионов рублей… Одновременно МВД Калмыкии объявило в федеральный розыск Михаила Белоцкого из Ярославля, который, предположительно, является отцом Евгения. Михаил отличился в Калмыкии на строительстве больницы, где сумел по мошенническим схемам увести более 100 миллионов рублей. И исчез.
Я надеюсь, что ярославский «химик» Белоцкий Евгений Михайлович и исполнительный директор фонда «Искусство без границ» Евгений Михайлович Белоцкий – это просто случайное совпадение. Не может же потомственный мошенник возглавлять высокодуховный фонд, который озабочен тем, чтобы «мир не стал беднее». Который столь трепетно приценивается к «промыслу божьему»… И который так возвышенно «стучит» в прокуратуру. «Стучит» без границ в другие органы власти, призывая обратить внимание на сомнительные театры и сомнительных театральных деятелей, далеких от истинного искусства и истинной духовности. Да и о какой духовности Райкина, Захарова, Табакова, Урина, Богомолова и прочих можно говорить, если у них даже первого разряда по дартсу нет. Если они не только на Кипре, но даже в барах Подмосковья ни разу не выигрывали дротиком.
А представим на минутку, что какой-нибудь другой высокодуховный фонд проверит их еще и на нормы ГТО? Тогда Россия и ее искусство без границ вообще позора не оберутся.
Поэтому, наверное, правы православные, исламские, атеистские и прочие радикалы всех мастей, призывающие безнравственных деятелей культуры вернуться к истокам и пасть ниц… Наверное, правы патриоты с рясами, лампасами, мандатами и манифестами, требующие очистить страну от импорта, мата, порнографии и секса… Действительно, ну сколько можно?
Поэтому, как бы мне ни хотелось воскликнуть, что мое нескучное Отечество все стремительнее превращается в страну всепобеждающего маразма, я этого не сделаю. Не сделаю сознательно – чтобы не нарушить закон и чтобы не сорваться случайно на запретный ныне искренний оценочный восклик, вместо банального и безоценочного – «полный конец!».
P.S. Когда этот номер готовился в печать, наш корреспондент дозвонилась до главы фонда «Искусство без границ». Госпожа Дзасохова гневно заявила, что их фонд не обращался в прокуратуру ни с какими заявлениями. И довольно грубо послала журналистку искать другой фонд «Искусство без границ». Сразу стало понятно, что манифест о высокой культуре и нравственности гражданка Дзасохова не писала, и наверное даже не читала. Зато теперь не понятно, что за фонд-двойник возник на волне скандала? Кто за ним стоит – не двойник ли Белоцкого? И кто от имени «Искусства без границ» распространяет анонимное по сути заявление со словами: «Что же касается проверки, которую мы начали в прокуратуре, то нам, как и остальным, будет интересно узнать ее результаты. Мы за искусство без границ, но против провокаций и грязи». Действительно, какая же тут грязь – чистый «стук» да и только.
Валерий Яков
Источник: newizv.ru