В 2017 году в Сирии погибли 28 россиян, заключивших контракт с частной военной компанией (ЧВК). Смерть наемников Reuters подтвердили люди, которые знали погибших, а также представители властей в тех местах, где они проживали. В октябре агентство заявило об установленных фактах гибели в Сирии 26 российских участников ЧВК.

Тогда же сообщалось, что, согласно документам российского консульства в Сирии, за девять месяцев 2017 года в стране зарегистрирована смерть 131 российского гражданина без учета военнослужащих, однако не было понятно, сколько из них погибли в боях.

Reuters отмечает, что российские власти отрицают отправку бойцов в Сирию частным образом. Министерство обороны не ответило на запрос агентства о роли российских частных военных специалистов в конфликте. Предыдущие материалы на эту тему в российском военном ведомстве называли попыткой дискредитировать миссию Москвы по восстановлению мира в Сирии.

Родственникам погибших наемников месяцами не рассказывают о судьбе их близких

В статье говорится, что за два года журналисты Reuters пообщались с несколькими десятками родственников, коллег и знакомых погибших наемников. Информированные источники утверждают, что частные военные специалисты помогли развернуть ход конфликта в пользу президента Сирии Башара Асада и сохранить в тайне истинные масштабы российского участия и боевые потери.

Как пишет агентство, судьбы погибших наемников ЧВК похожи: служба в армии или полиции, возврат к гражданской жизни, попытки заработать в депрессивных провинциальных городах. Не удивительно, что они пытались воспользоваться шансом получить большие деньги, участвуя в военных конфликтах. Многие наемники ЧВК сначала сражались в Донбассе, а потом попадали в Сирию. Семьи частных российских специалистов рассказывали, что в Сирии те получали до 400 тысяч рублей в месяц, что примерно в 12 раз выше средней российской зарплаты, отмечает Reuters.

Одним из таких людей стал житель Оренбурга, 38-летний бывший офицер полиции Владимир Кабунин. Он работал оперативником в районном отделении Оренбурга, потом перешел на должность в областное управление по борьбе с организованной преступностью. В 2010 году мужчина перевелся в оренбургскую исправительную колонию, где стал оперуполномоченным. Кабунин уволился с этой работы в 2012 году – по некоторым данным, из-за сокращений.

Пару лет Кабунин пытался найти новую работу, однако ему предлагали зарплату не больше 10 тысяч. В 2014-м мужчина решил поехать на войну, чтобы заработать деньги для семьи – жены и сына. Как и другие наемники ЧВК, он присоединился к пророссийским бойцам, противостоящим правительственным войскам на востоке Украины. По словам родственницы, Кабунин на Украине оказался под началом подполковника запаса Дмитрия Уткина по прозвищу Вагнер, с которым связывают “ЧВК Вагнера”.

Когда на востоке Украины конфликт стих, многие из группы Вагнера, в том числе Кабунин, перебазировались в Сирию, где стали воевать на стороне Асада вместе с российской армией, рассказали источники Reuters. Сотрудник одной из силовых структур Украины сообщил, что ведомство получило личные данные 1700 российских частных военных специалистов, воевавших в Сирии, большинство из которых раньше участвовали в боях в Донбассе.

 

Владимир Кабунин погиб в Сирии, получив тяжелые ранения в бою. Он скончался 7 февраля в госпитале в провинции Хомс. Тело погибшего доставили на родину, он был похоронен без воинских почестей на кладбище родного города. Российские власти даже не признали, что он воевал на стороне Москвы, говорится в статье.

“Тот факт, что Кабунин и такие, как он, готовы решиться на подобные миссии, показывает, что в распоряжении Кремля есть большой резерв бойцов, которые готовы рисковать и погибать, оставаясь в тени, пока им за это хорошо платят”, – пишет Reuters.

После гибели Кабунина его жена получила денежную компенсацию, сказала родственница, не сообщив деталей. По рассказам родственников других бойцов, погибших в Сирии, работодатели в случае гибели платят семье по три миллиона рублей. Близкие одного из погибших рассказали Reuters, что в их случае люди, представившиеся только по именам, передали им деньги наличными в одной из гостиниц Ростова-на-Дону.

Как отмечается в статье, во время поездки в Сирию 11 декабря Владимир Путин объявил миссию выполненной. На встрече с военными он обещал не забывать принесенные жертвы, но не упоминал ни о роли частных специалистов в сирийской операции, ни о потерях среди них. В России нет закона о ЧВК, а безуспешные попытки легализовать эти компании предпринимаются в стране с 2015 года.

 

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *