В США угрожают перебросить в воды Черного моря дополнительные военные корабли. Каких еще последствий стоит ожидать после инцидента в Керченском проливе?
Американские военно-морские силы перебрасывают в акваторию Черного моря дополнительное силовое подкрепление. По сведениям телеканала CNN, в Пентагоне уже могли предупредить о данных намерениях Турцию, являющуюся одной из союзниц американцев по НАТО. Однако дружеские отношения в рамках блока Альянса несколько охладели, а турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган в настоящее время предпочитает демонстративную дружбу с Россией. Так, совсем недавно Анкара договорилась с Москвой о покупке российских видов вооружения, в числе которых значатся и зенитно-ракетные комплексы С-300.
Вместе с тем американцы ведут демонстрацию силы в ряде других регионов мира. Так, резкую реакцию со стороны Российской Федерации вызвал тот факт, что ракетный эсминец США McCampbell демонстративно прошел на достаточно близком расстоянии от российской базы Тихоокеанского флота РФ в водах залива Петра Великого. Комментируя данный маневр в Белом доме отметили, что такой маршрут был составлен с той целью, чтобы
«дать вызов чрезмерным морским претензиям РФ, а также для поддержания прав, свободы и законного использования моря, которое также находится в распоряжении Штатов и ряды других государств».
Впрочем, США предпочли не связывать свой провокационный демарш с недавним инцидентом с украинскими и российскими кораблями возле крымских берегов. При этом вполне очевидно, что именно логичное задержание российскими пограничниками украинских кораблей, которые нарушили государственную границу РФ, так разозлило американцев. В общем, всем стало ясно, что назрело серьезное обострение уже в части морского противостояния. И речь идет даже не столько об Азовском море, как о Черном море.
Не исключено, что конфронтация одним лишь участием России и США не ограничится, так как на кону весь черноморский бассейн, в котором, так или иначе, пересекаются интересы многих государств. Первое – в черноморском бассейне присутствуют союзные США страны по НАТО. Это Румыния, а также Болгария. Само собой, от развития любых конфликтных ситуаций в данной локации не уйдет и Украина, с которой собственно и начался виток эскалации.
Отдельно стоит обратить внимание и на Грузию, где в военных вопросах предпочитают относить себя к оппонентам россиянам.
В Тбилиси, очевидно, тоже озабочены происходящим, так как там есть опасения, что за Украиной российско-американское противостояние, далее может затронуть и Грузию. В этой связи стоит заметить, что при таком сценарии Грузии реальной поддержки никто не окажет, за исключением дипломатических реакций на уровне заявлений из различных стран, как это происходит ныне и в Украине.
И наконец, особое внимание стоит уделить Турции, которая является вторым по величине государством, которое присутствует в черноморском бассейне, если даже не первым, учитывая контроль над Босфором. Турция сейчас занимает очень интересную позицию – старается не разругаться с США, но всячески пытается выстроить крепкие дружественные отношения с Россией. Кроме того, Анкара не прочь стать этакой покровительницей Грузии, а также не брезгует активно торговать с Украиной. Поэтому от позиции Турции в большей степени и зависит то самое спокойствие, которое необходимо в Черном море. Однако чем закончится попытка турецких властей «усидеть на двух стульях» и угодить каждому – вопрос открытый«.
Также очевидно, что для Российской Федерации склонение Турции в вопросе черноморского бассейна на сторону американцев, станет не самым удачным геополитическим моментом. Если таковое произойдет, Россия может реально потерять большую часть акватории Черного моря, поскольку не сможет вести контроль из-за скопления в его водах кораблей американского флота.
Однако с другой стороны Турция вряд ли захочет, чтобы у границ своего государства произошел масштабный высокоинтенсивный военный конфликт, да еще при участии ведущих военных стран мира. В этих условиях многое, действительно, теперь зависит от позиции высшего турецкого руководства и его способности сохранить мир и стабильность в черноморском регионе.