В историческом музее Жертв войны во вьетнамском Хошимине (Сайгон) среди прочих экспонатов хранится и американский танк М48 «Паттон», который массово применялся в войне 1964−1975 годов против вьетконговцев. США потерпели тогда поражение во Вьетнаме в том числе и за счет поставок советской боевой техники. Не последнее место в этом «строю» занимали танки — вначале Т-34−85, а затем и Т-54, Т-55, ПТ-76 (плавающий танк).
Из общего парка бронетехники Народной армии Вьетнама (численностью в 480 тысяч человек, а это 9-е место в мире) основу танкового «кулака», который оценивается в более чем тысячу боевых машин, составляют именно устаревшие советские танки. Китайских заметно меньше, их поставки резко сократились из-за разногласий в китайско-вьетнамских отношениях, которые привели к войне в 1979 году.
В общем, совсем неудивительно, что сейчас Вьетнам, большое внимание уделяющий своей обороноспособности, закупил именно в России модернизированные танки Т-90С/СК в количестве пока 64 бронемашин. Сумма контракта с производителем -«Уралвагонзаводом» (УВЗ) составила 250 миллионов долларов, первая партия танков для заказчика «704» (Вьетнам) была доставлена морским путем еще в 2017 году, а под занавес года ушедшего Ханой получил и остальные машины. Для понимания — литер «С» у Т-90 означает экспортный вариант, а «СК» это командирский вариант. В самой России Т-90М остается основным средним танком, стоящим на вооружении армии.
Танковая сделка с Вьетнамом может выглядеть обычным делом — кто-то производит, кто-то покупает. Т-90 в Нижнем Тагиле «пекут как пирожки» — спрос велик, в том числе и экспортный. Тут вопрос в другом — почему Вьетнам именно сейчас решил затеять подобную модернизацию своего танкового парка? И, самое главное, кто Ханою это позволил?
Отбросим изначальную мотивацию о том, что любая страна мира, пусть это будет хоть Папуа-Новая Гвинея (126 место в мире по доле военных расходов от ВВП), желает иметь хорошо оснащенную и вооруженную армию. И Вьетнам, закаленный в многочисленных войнах и продемонстрировавший тем же американцам, что такое «ярость джунглей», здесь не исключение. Логично, что они приобрели российские танки Т-90, которые по своим характеристикам (152-мм пушка чего стоит) вполне подходят для ведения боевых действий как в джунглях (в экспортном варианте танк оборудован кондиционером), так и в горной местности. Цена тоже имела значение — дешевле американских, немецких или израильских аналогов. Теперь вопрос, на который можно ответить с первой попытки — а против кого Вьетнам намерен использовать танки, которые априори предназначены для наступательных боевых действий? Бинго! Это Китай.
Недавнее сообщение о поставке очередной партии российских танков Т-90 Вьетнаму почему-то не вызвало особого мирового ажиотажа. Отмолчались и в США, которые таким же образом «нейтрально» отреагировали на танковую сделку России с Ираком, в который в июле 2017 года отгрузили с УВЗ 73 такие бронемашины. И это на фоне угроз Вашингтона санкциями в отношении Индии, которая и танки Т-90 закупает, и ЗРК С-300. Почему такое неравнозначное отношение США к продаже вооружений? С Ираком понятно — там американцы открыто заявляют о военной поддержке Багдада, держа в уме возможность использовать ее армию против Ирана. А Вьетнам-то причем?
Вспомним, что еще Барак Обама на закате своего президенства в 2016 году совершил визит во Вьетнам, с которым, казалось, вражда навек у США была. Заговорил об отмене санкций и, что совсем было непредсказуемо, заявил об отмене запрета на продажу оружия Вьетнаму. По итогам переговоров с вьетнамским коллегой Чан Дай Куангом Обама объяснил этот шаг тем, что «стороны достигли необходимого уровня взаимного доверия и сотрудничества». При этом эмбарго, которое действовало на протяжении 50 лет, американский президент назвал пережитком холодной войны и призвал к усилению взаимодействия США и Вьетнама в военной сфере. Напомним, что частично эмбарго на поставку Вьетнаму оружия отменялась в 2014 году, правда с того времени Ханой не купил у Вашингтона ни одной единицы военной продукции. Тем не менее этот шаг рассматривался как свидетельство поддержки Вьетнама в территориальном споре с Китаем вокруг островов в Южно-Китайском море.
— США уже давно сделали ставку на вовлечение Вьетнама в орбиту своей политики в области пресловутой национальной безопасности в Юго-Восточной Азии, — считает военный эксперт Владислав Шурыгин. — Вашингтону здесь нужны даже не союзники, это ярмо они давно надели на Японию и Южную Корею, им нужны гаранты невмешательства в вероятном теперь уже военном конфликте с Пекином. В идеале еще и отвлекающий фактор, каким может стать Вьетнам, который не намерен уступать Китаю в территориальных спорах. Стравить Вьетнам и Китай представляется вполне возможным, памятуя еще войну 1979 года между этими странами, но для того, чтобы повязать китайцев серьезной войной на юге, необходимо максимально вооружить вьетнамцев. И пока они там будут биться за свои спорные острова, можно решать свои вопросы, подобравшись к континентальному Китаю со стороны Японии и Южной Кореи.
Вот почему нынешний президент Трамп так стремительно постарался задружиться со вчера еще «плохим парнем» Ким Чен Ыном? Боится с его стороны удара в спину в случае американо-китайского конфликта. А сейчас, если верить заявлениям американских СМИ, активно готовится его вторая встреча с северокорейским лидером — с первого раза не все сложилось по представлениям и желаниям Трампа, он продолжит гнуть свою линию и пойдет на любой торг с Ыном, лишь бы заручиться его нейтралитетом. Интересная деталь — в ответ на возражения Сеула о проведении предстоящего саммита с участием американского президента и северокорейского лидера в Пхеньяне, США в качестве альтернативы предложили Ханой. То есть, американцы во Вьетнаме уже видят как минимум партнера. Так что неудивительно, что США вооружают Вьетнам назло Китаю. Пусть даже за счет России.
В самом Китае на поставку танков Т-90С Ханою, которые станут самыми современными в армии Вьетнама, отреагировали весьма спокойно и «руку Москвы» в этой сделке не заподозрили. Высоко оценивая боевые характеристики российских машин, и даже подчеркивая, что они идеально подходят Вьетнаму по климатическим условиям и рельефной местности (большую часть страны занимают горы и плато, а прибрежная зона покрыта множеством рек), китайцы для себя угрозы не узрели. Возможно потому, что считают свои танки более совершенными или не обеспокоились их относительно небольшой численностью. Да и уровень нынешних российско-китайских политических и экономических отношений позволяют Пекину полагать, что Москва не станет слишком активно снабжать Ханой вооружениями.
В общем, пока все довольны — у Вьетнама танки и возросшая сила, у России вырученные деньги и перспективы влияния, у США надежды на войну за своими пределами, а Китаю, как это повелось в последнее время, вообще вся эта суета по барабану.