Процесс над экс-министром экономического развития России Алексеем Улюкаевым начнется в Москве во вторник, 8 августа. В этот день в Замоскворецком суде пройдут предварительные слушания. Ожидается, что на них будут рассмотрены мера пресечения Улюкаеву на время процесса, а также ходатайства сторон. По версии следствия, Улюкаев вымогал взятку у представителя “Роснефти” за помощь в покупке “Башнефти”.
14 ноября 2016 года он был задержан с поличным во время получения двух миллионов долларов в офисе “Роснефти”. В тот же день президент России Владимир Путин уволил Улюкаева с поста министра в связи “с утратой доверия”. Обвиняемый не признает своей вины, его защита называет произошедшее провокацией.
Статья “получение взятки в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность” дает суду большой простор для толкования: он может назначить как штраф, так и реальный срок лишения свободы от 8 до 15 лет. Однако Алексея Улюкаева вряд ли ожидает жесткий приговор, поскольку в этом не заинтересована российская власть, считают опрошенные DW эксперты.
Под грифом “секретно”
Процесс пройдет в закрытом режиме. В этой связи обозреватели отмечают, что в деле Улюкаева немало таинственного. Так, в нем якобы значится засекреченное имя некоего госбанкира, с которым Улюкаев обсуждал взятку. Сам экс-министр публично высказывался против покупки “Башнефти” другой госкомпанией.
В итоге “Роснефть” все-таки приобрела “Башнефть”. Источники РБК и “Новой газеты” сообщали, что Улюкаев даже не трогал деньги и они лежали в банковской ячейке. А по данным”Дождя”, эти средства предназначались для неофициальных премий сотрудникам Минэкономразвития, а не Улюкаеву.
Примечательно, что защита экс-министра практически не ведет никакой публичной кампании. Адвокаты Улюкаева почти не общаются со СМИ. Так, например, Тимофей Гриднев сначала ответил на звонок DW, но попросил перезвонить, а затем и вовсе перестал отвечать.
Почему следствие прошло так быстро?
Все это свидетельствует о том, что Улюкаев еще до начала суда знал, что приговор будет мягким, считают аналитики. Они сравнивают дело Улюкаева с волной арестов ряда российских губернаторов в 2016-2017 годах.
“В отличие от губернаторов, которые ведут публичные кампании в свою защиту, вокруг Улюкаева – полная тишина. Это означает, что вопрос уже решен и экс-министр знает, что его ждет”, – заявил в интервью DW руководитель “Политической экспертной группы” Константин Калачев.
Следствие по делу Улюкаева длилось всего полгода. Скорость работы следователей также говорит в пользу версии о мягком вердикте, полагает Калачев: “Это также означает, что обвиняемый пошел на сделку и приговор уже известен сторонам”.
Молчание российских СМИ
Еще один аргумент в пользу мягкого решения суда – практически полное молчание подконтрольных государству российских СМИ об обвиненииях в коррупции в отношении крупного чиновника. “Сколько раз фамилия Улюкаева звучала в последнее время? Практически нисколько. Про экс-министра явно было приказано забыть. Его не хотят делать “сакральной” жертвой перед президентскими выборами или частью кампании по борьбе с коррупцией”, – добавил Калачев.
С тем, что наказание для Улюкаева вряд ли будет суровым, согласен и политолог Павел Святенков: “Одно то, что в отличие от арестованных губернаторов, он находится не в СИЗО, а под домашним арестом, намекает на доброжелательное отношение к нему и нежесткий приговор”.
Для кого предназначались деньги?
Сумма в два миллиона долларов, которую, по данным следствия, получил Алексей Улюкаев, является скромной взяткой по меркам российской политической элиты, отмечают эксперты. Они подтверждают, что в России действительно существует практика “поощрения” сотрудников госведомств частными компаниями.
Руководитель “Политической экспертной группы” Константин Калачев верит в версию, что деньги предназначались не для Улюкаева: “В противном случае он бы не связывался с наличными, а получил бы взятку любым другим, более безопасным способом. Например, кто-то из его родственников вдруг стал бы акционером какой-то компании или что-то в этом духе. Наличные в России не берут уже даже чиновники средней руки”.
Однако, с юридической точки зрения, это никак не оправдывает самого Улюкаева, считает Павел Святенков: “Даже если он взял деньги для других, как это утверждается, разве это не является самой настоящей коррупцией, когда чиновники берут деньги за то, что должны делать по закону?”
Эксперты также отмечают, что арест Улюкаева является еще одним поражением лагеря “либералов” в Кремле в борьбе с лагерем “силовиков”. “Хотя Улюкаев был частью системы, в любой системе есть своя внутренняя иерархия. За последнее время “силовики” действительно стали мощнее, они получили больше прав и возможностей”, – заключил Калачев.