Сотни памятников советской эпохи продолжают украшать города и сельские регионы Таджикистана. Многие из них восстановлены добровольцами на собственные средства буквально в последние годы.
Наблюдатели полагают, что людей, ностальгирующих по СССР, привлекает даже не сама коммунистическая идеология, а ассоциирующийся с советским прошлым пакет социальных гарантий, о которых современный житель Таджикистана может лишь мечтать.
Активное возрождение советских идей поддерживается сейчас и официальным Душанбе, который начинает менять отношение к предложенной самой же властью интерпретации советской истории, в частности времени установления советской власти в Средней Азии и басмаческому движению.
“Это такой тренд, который идет из России. У нас, как правило, повторяется все, что там происходит. Тенденция на уровне властей. Возрождение советской идеологии и активизация антизападной пропаганды. Это логично. Во многом это идеология таджикских властей, которые родом из СССР, они его воспитанники. Постепенно все будет снова пересмотрено в пользу советской идеологии”, – полагает таджикский политолог Парвиз Муллоджонов.
Советский период истории Таджикистана сейчас изучается в школах в рамках всеобщей истории, которая преподается по часу в неделю (всего 34 часа в год). На изучение истории СССР с 9-го по 11-й классы отведено девять часов.
В новом учебнике истории, выпущенном несколько лет назад пока только для школ с таджикским языком обучения, изложены история установления советской власти в Центральной Азии, образование Таджикской ССР, басмаческое движение, период сталинских репрессий и Великая Отечественная война.
Таджикские власти заявляют, что вернуться к подробному изучению советского периода можно будет, когда в стране появится научная литература с новым взглядом на историю. Но когда эти книги будут написаны, никто не знает.
Однако аналитик Нурали Давлат полагает, что пересматривать советскую историю в Таджикистане в ближайшие годы никто не станет.
“Нынешние власти в гражданскую войну (1991-1997) в Таджикистане воевали под красными знаменами, и благодаря коммунистической идеологии оказались на вершине политического Олимпа. Все нынешние официальные герои Таджикистана – бывшие партийные руководители, одописцы советского строя. Сейчас историей интересуется меньше всего, кто захочет ее пересматривать”, – говорит Давлат.
Как писать о басмаческом движении
Одним из самых непростых для таджикских историков станет оценка басмаческого движения, которое теперь называют антисоветским, воздерживаясь от детального описания.
Басмаческим движением, возникшим в 20-е годы прошлого века, принято называть вооруженные группы из числа местного населения Средней Азии и афганских наемников. Они ставили своей целью борьбу с советской властью, изгнание большевиков, возвращение утраченной власти и собственности.
В советское время людей, примкнувших к басмаческому движению, называли басмачами, в то время как они сами считали себя участниками священной войны мусульман против неверных.
После распада СССР отношение к этому движению в Средней Азии стало пересматриваться.
В современных таджикских учебниках истории дается новая интерпретация периоду установления советской власти в Средней Азии: сообщается, что в этот период большевикам не было оказано серьезного сопротивления, так как народ не поддерживал политику старых властей.
Люди тогда устали от власти бухарского эмира, от нерешенных социально-экономических проблем, коррупции и судейского произвола.
Имущественные претензии к советской власти
Однако год спустя, по версии современных таджикских официальных историков, население изменило свое отношение к советской власти: причиной этого называется неуважительное отношение большевиков к религиозным институтам и священным книгам мусульман.
Независимый таджикский военный историк Гафур Шерматов не согласен с такой трактовкой – он считает неверным связывать религиозное духовенство и басмачей.
“Между большевиками и местным духовенством, в момент появления и активизации басмачества, не было разногласий по религиозным вопросам. Напротив, часто мусульманские священнослужители, как наиболее грамотная часть населения, приглашались на работу в ревкомы (революционные комитеты), многие из них выступали в роли судей. В свою очередь, басмаческие отряды финансировались изгнанным бухарским эмиром, который пытался вернуть свое влияние и имел множество имущественных претензий к советской власти”, – рассказывает историк.
“Случались перегибы, были ошибки”
Между тем в Таджикистане за последние годы были восстановлены несколько памятников и мемориальных комплексов советским героям, боровшимся с басмачами.
Группа “Память”, состоящая из офицеров и контрактников-добровольцев российской военной базы в Таджикистане, на собственные средства занимается возрождением памятников того времени.
“Мы чувствуем огромную поддержку населения, которое принимает активное участие в мероприятиях по восстановлению памятников советского времени. В Восе, где был восстановлен памятник комбригу Николаю Томину, направленному в здешние места для борьбы с басмачеством, люди на церемонии открытия плакали”, – рассказал Гафур Шерматов, военный историк, руководитель группы “Память”, занятой поиском и восстановлением могил бойцов и командиров Красной армии, умерших в госпиталях города Сталинабада (Душанбе) в годы войны (1941-1945).
“Многие еще по рассказам своих родственников, живших в те времена, помнят о нем, и том хорошем, что он сделал для сельчан”, – добавляет Шерматов.
Есть множество свидетельств того, как представители так называемого басмаческого движения жестоко расправлялись с местной беднотой, дехканами, учителями за то, что те переходили на сторону большевиков. По мнению историков, это сыграло огромную роль, повлияло на выбор местного населения.
“Басмачи особо не церемонились со своими бывшими рабами, наказывая их за неверность. Простые же люди поддерживали советскую власть, потому что она предлагала им то, чего у них никогда не было – воду, землю, медицину и образование. Все они были людьми религиозными, но в отличие от басмачей считали, что Аллах дал им избавление от гнета бывших хозяев. Хотя, конечно, случались перегибы, были ошибки”, – говорит Шерматов.
Яйца вместо мяса
Известный таджикский писатель Саттор Турсун одним из первых в таджикской литературе – еще в начале 1980-х годов – описал положительный образ басмача. Это была первая попытка независимого взгляда на собственную историю, не совпадавшая с официально предложенной трактовкой.
“Идеологии всегда дают однобокий взгляд. В любой системе есть этот однобокий подход к истории. В советской литературе, во всех фильмах басмачи представлены только однозначно коварными, жестокими людьми. Но ведь среди них были люди очень хорошие, умные, идейные. Это можно сравнить с недавней гражданской войной в Таджикистане: были хорошие командиры, а были просто кровопийцы”, – поясняет Саттор Турсун.
Население Таджикистана с ностальгией вспоминает Советский Союз, относясь довольно лояльно к советской символике, в то время как официальный Душанбе редко открыто выражает свое отношение к советской эпохе и героям того времени.
“Я не могу забыть фразу, произнесенную моим сверстником в одном из районов Таджикистана: “Во время Союза я пробовал котлету, полностью из мяса. А сейчас мы даже плов делаем с яйцами вместо мяса”. Во многом Союз помнят из-за условий жизни, которые, по крайней мере в сельской местности, были лучше”, – отмечает Равшан Абдуллаев, исполнительный директор Фонда “Евразия Центральной Азии”.
Популярность коммунистических идей
Популярность коммунистических идей в стране растет по мере того, как среди ее жителей ширится разочарование экономическими преобразованиями и раздражение из-за местничества, высокого уровня коррупции и массовой миграции.
“Немаловажно и то, что Таджикистан потерял целое поколение историков. В странах СНГ были опубликованы материалы о репрессиях, снимались фильмы. В Таджикистане не было никаких условий для такой работы – шла гражданская война. Сейчас тренд на критику советских властей сошел на нет по всему бывшему Советскому Союзу, ведется работа по их идеализации. Уважаемые и опытные таджикские историки выросли и заработали свою известность в Советском Союзе, поэтому вряд ли они объективно смогут написать о том времени”, – подчеркивает Равшан Абдуллаев.
В Таджикистане до сих пор сохранились сотни памятников советской эпохи, часть из которых восстановлена в последнее время.
Не повезло в свое время только вождю мирового пролетариата.
В начале 90-х годов прошлого столетия один из памятников Ленину в центре Душанбе был практически уничтожен, второй долгие годы украшавший центральный столичный парк, был снесен и отправлен в запасники министерства культуры республики, два других демонтированы.
“Плохая или хорошая – это наша история, от нее некуда не деться. Ее надо знать, помнить, извлекать уроки”, – говорит Шоди Шабдолов, председатель Компартии Таджикистана.
“К СССР относятся уважительно, потому что именно советская власть дала возможность сформировать таджикам свое национальное государство. С приходом власти Советов началось интенсивное развитие всех отраслей, открылись школы, заработали ВУЗы. Все это было построено практически на голом месте. На стройках в Таджикистане работал весь Союз. Люди же помнят, что все это было сделано в СССР, даже если сейчас хотят стереть из памяти все, что связано с тем временем”, – подчеркивает глава таджикских коммунистов.
Анора Саркорова
Источник: bbc.com