Виктор Пелевин – “хулиган постмодернизма”

22 ноября 1962 года родился культовый российский писатель Виктор Пелевин. Без преувеличения Пелевина можно назвать одним из наиболее особенных и уникальных писателей нашей современности. Его книги являются для многих символом своего поколения, «поколения пепси». Это не случайно, ведь в своих книгах Пелевин не просто отображает болезни общества, он сам болеет ими, что позволяет писателю максимально адаптироваться во временном пространстве своих произведений.

Дебютом Виктора Пелевина в 1989 году стала сказочка (как охарактеризовал произведение сам автор) «Колдун Игнат и люди». Работая в различных журналах, Пелевин занимался переводами Кастанеды и продолжал совершенствоваться как самостоятельный автор. В полный голос о нём заговорили в 1996 году после выхода его романа «Чапаев и Пустота», который критики назвали первым «дзен – буддистским» романом за который Пелевин был удостоен премии «Странник – 97».

Следует отметить, что несмотря на широкое признание, Пелевин тех лет был интересен читателю в первую очередь как модный писатель, как писатель «у всех на слуху». Это обуславливалось тем что, в произведениях Пелевина того времени часто фигурировали сленговые, понятные для молодёжи слова и словарные обороты. Как отмечал российский критик Станислав Гурин: «чтобы понять Пелевина, необходимо «быть в теме». Текст Пелевина – это увлекательный учебник религиоведения и занимательный словарь современной мифологии». К тому же коктейль из литературных жанров, подаваемый автором, в котором цветными слоями укладывались мистика и киберпанк, детектив и нарко – роман, совершенно утолял жажду нравственно дезориентированной постсоветской молодёжи.

О «феномене Пелевина» отечественные критики всерьёз заговорили в 1999 году после выхода теперь уже культового романа «Generation П». Именно в этом произведении писателю удалось обратить внимание читателей и критиков на развитие своего творчества «в русле злободневности». В «GenerationП» Пелевин открывается как автор с особенным взглядом на происходящие в русской культуре изменения. Критики отмечали тогда, что: «лет через сто ни один человек по прозе Дмитриева (российский прозаик, сценарист) не сможет понять, как жили люди в 90 – е годы,…Чем дышали. Что слышали, какие образы постоянно мелькали перед их глазами. А по «GenerationП» — сможет.» Именно в этом романе блестяще раскрыты проблемы «общества потребления». «GenerationП» является «энциклопедией разноцветного пиара, и зеркалом общественных процессов…., и прогнозом на сегодняшний день». Примечательно то, что в эпоху кризиса духовности и краха экономики Пелевин сумел сказать о злободневном не с экрана телевизора или газетной полосы, а с книжной страницы.

В 2009 году по результатам опроса, проведённого на сайте OpenSpace.ru, Пелевин был признан самым влиятельным интеллектуалом России. К этому моменту он становится действительно культовым автором, предметом массы слухов и небывалых историй. Увековеченный в романе «GenerationП» критик Басинский отмечал тогда: «Пелевин обладает несомненным даром – он умеет быть современным». Действительно, это на самом деле так. И что характерно, к этому времени Пелевин становится не модным, а именно современным писателем. Фантастическая сатира писателя, базирующаяся на абсурде, представляет читателю постмодернизм Пелевина как особое, уже самобытное направление в литературе. Но, справедливости ради, стоит отметить, что Пелевин, несмотря на все плюсы, остаётся «хулиганом постмодернизма». А постмодернизм, увы, не способен созидать.

Дмитрий Вязов

Источник: mianews.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *