Свои прогрыши Кремль переложит на всю страну
Российская компания «Газпром» должна Киеву 8,5 миллиарда долларов. Об этом в эфире радио «Новое время» заявил украинский премьер-министр Владимир Гройсман.
«Газпром нам должен деньги. На сегодняшний день после решения Стокгольмского арбитража это уже почти 8,5 миллиардов долларов: 2,5 миллиарда по решению Стокгольма и еще 6 миллиардов по решению украинских судов — по иску Антимонопольного комитета и министерства юстиции», — сказал он.
Гройсман также обвинил «Газпром» в нежелании выполнять решение стокгольмского арбитража. По этой причине, по его словам, «Нафтогаз» и украинский минюст занимаются принудительным взысканием средств. При этом премьер не исключил ареста имущества российской компании на Украине.
5 декабря 2017 года Хозяйственный Суд Киева удовлетворил иск Антимонопольного комитета Украины к «Газпрому» в полном объеме, обязав российскую компанию выплатить штраф за «злоупотребление монопольным положением» на рынке транзита газа по магистральным трубопроводам на Украине в 2009—2015 и пени на общую сумму 171,8 млрд гривен (около 6,8 млрд долларов).
«Газпром» несколько раз пытался оспорить это решение, однако сделать это в украинских судах не удавалось, поскольку суды всех инстанций один за другим несколько раз отклоняли апелляцию «Газпрома».
Кроме того, российский концерн обращался по этому поводу в европейские инстанции. В начале декабря 2017-гогода глава Минэнерго Александр Новак написал письма вице-президенту ЕК по энергосоюзу Марошу Шефчовичу и министрам ряда европейских стран, в которых заявил о незаконности наложения Украиной антимонопольного штрафа и рисках, которые он создает для транзита российского газа в Европу. Ранее, в тот же день «Газпром» подал иск в Стокгольмский арбитраж с требованием отменить решение киевского суда.
В конце февраля Стокгольмский арбитраж удовлетворил требования «Нафтогаза» к «Газпрому» на компенсацию 4,63 млрд долларов за недопоставленные объемы газа для транзита. Суд постановил, что российский концерн с учетом предыдущего решения должен выплатить украинской компании 2,56 миллиарда долларов. С 1 марта в отношении российской компании начисляются штрафные санкции за неуплату — 0,5 млн долл. в день.
12 марта в комитете иностранных дел Европарламента глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев призвал Евросоюз «наказать» «Газпром» за невыполнение решений Стокгольмского трибунала.
«Европейская комиссия по событиям марта этого года выдала месседж, что она призывает все стороны соблюдать решение Стокгольмского трибунала. Это всё прекрасно, конечно, но это то же самое, что смотреть в школе на драку двух людей, а третий при этом стоит и говорит о том, что те двое должны соблюдать правила, когда они уже дерутся», — заявил Коболев.
8 марта Владимир Гройсман заявил о том, что Киев приступает к аресту расположенных на территории Украины предприятий, принадлежащих «Газпрому».
По его словам, власти страны начали опись и арест имущества «Газпрома» в рамках исполнительного производства по делу о «злоупотреблении монопольным положением на рынке», акции арестованных компаний Киев намерен продать на открытом аукционе.
«Позиция Украины в ситуации с „Газпромом“ должна быть жесткой и последовательной. „Газпром“ должен выполнять вердикт Стокгольмского арбитража и так же выполнять требование антимонопольного органа Украины и решения украинских судов», — подчеркнул украинский премьер.
— Стокгольмский арбитраж насчитал 2,5 миллиарда, а украинские суды накинули еще 6. Ну и насколько это адекватно? — задается вопросом главный редактор ФОРУМА.мск. Анатолий Баранов.
— Но вопрос не в том, сколько они там насчитали, а есть ли у них возможность это взыскать? И каковы потери украинской экономики в результате неизбежного уже разрыва отношений с «Газпромом».
«СП»: — Хоть один суд в мире признает претензии Киева?
— После того, как Россию обвинили в отравлении Скрипаля на том основании, что возможно его отравили веществом, похожим на то, что когда-то разрабатывалось в СССР, я не исключаю, что решения украинских судов и признают. Идет травля, а Украина исполняет роль шкета-провокатора, за спиной которого стоят здоровые пацаны.
Вопрос в том, до какой черты в этой травле готов пойти Запад? Путин в своем послании намекнул на возможность России нанести неприемлемый удар любому противнику. Примерно то же самое говорит Ким Че Ын. И вот вопрос — Запад готов строить отношения с Россией по северокорейскому стандарту? Вот именно сейчас Британия выполняет ту же роль шкета-провокатора, обвиняя России вовсе не отравлении вышедшего в тираж и никому не нужного шпиона. Россию обвиняют в применении боевых отравляющих веществ на территории Соединенного королевства, а это уже casus belli, повод к войне. То есть буквально сегодня Британия говорит тоже самое, что Украина — дескать, Россия ведет против нее необъявленную войну. Ее уже поддержали в этом Германия и Франция, не говоря уже за стоящими за всем этим Соединенными штатами. И я так понимаю, уже объявлен и приз за победу в этой войне — контроль за «Газпромом».
«СП»: — Будут ли реальные конфискации имущества «Газпрома» на Украине? И наберется ли его на требуемую Киевом сумму?
— Наверно, все же будут аресты имущества, но я сомневаюсь, что у «Газпрома» есть имущество на Украине в размере 2,5 миллиардов, не говоря уже о 8,5 миллиардов по «киевскому счету». А вот объявить о конфискации российских активов в Британии — это уже серьезней, поскольку только золотовалютных резервов РФ вложено в Британии около 6 процентов, если не ошибаюсь. А капиталы частных лиц и негосударственных компаний, инвестированные в британскую экономику — это сопоставимо с завоеванием Индии или разграблением Китая в итоге Опиумных войн. Так что ставки куда более значительны, чем имущество «Газпрома» на Украине…
«СП»: — Стоит ли российской стороне как-то реагировать на эти «предъявы»? Или с Киевом говорить уже не о чем?
— Реагировать не просто стоит, это необходимо, но это не реакция на ущерб «Газпрому», на который мне как гражданину плевать, поскольку мне с этой «российской» кампании ничего не причитается, все растаскивают «жирные коты». Тут речь идет о непоправимом ущербе стране и народу, который ставит под вопрос само существование государства — это упрек, конечно, в первую очередь этому государству, которое за наш счет позволяет себе играть в столь рискованные игры, и не сказать, чтоб играло он очень умело. Но речь, повторю, в том, что мы все, наши дети и внуки, и неродившиеся потомки становимся заложниками этого мирового кризиса. Китай от подобного оправился только-только, Индия не оправилась до сих пор. Тут надо понять размер ставки и масштабы возможного проигрыша. И тогда понятно становится, что это проблема уже не правительства, не каких-то мутных «элит», а целого народа. И мне кажется, что решение той проблемы весьма рискованно отдавать в руки только лишь правительства — это может оказаться ему не по зубам, а проиграем мы все.
— Гройсман формирует очередную «перемогу, — считает украинский экономист Вадим Коваленко.
— Сумма любых претензий при непогашенном долге по евробондам в 3 млрд. делают подобные заявления странными. И судя по всему эту цифра и является ориентиром при определении любых финансовых претензий по газу. Контракт 2009 года объективно не выгоден Украине: Тимошенко приняла все условия «Газпрома». Правда, доказать это сложно.
«СП»: — Гройсман обвинил российскую компанию в нежелании выполнять решение арбитража и отметил, что «Нафтогаз» и украинский минюст занимаются принудительным взысканием средств. При этом премьер не исключил ареста имущества российской компании на Украине. Они это давно обещают. И? Будут реальные шаги? Много ли удастся арестовать?
— Это не более чем более благовидный повод по «отжиму» имущества. Я не думаю, что будут предприняты реальные шаги. Запустят максимум очередных «патриотов». Чтобы они поорали «зрада» и «оккупанты».
«СП»: — На чьей стороне все же Европа? Почему европейские суды принимают решения то в пользу «Газпрома», то в пользу «Нафтогаза»?
. —Европа на своей стороне. В этих контрактах по ряду финансовых вопросов гарантами выступают сами же европейцы. Поэтому суд вечно лавирует между их интересами.
«СП»: — На Украине вообще кто-то всерьез верит в возможность получения таких сумм от «Газпрома»?
— Нет, в это никто не верит, и ГТС уже списана. Процесс по ее ликвидации будет болезненным и мучительным. «Северный поток- 2», судя по всему, будет построен. В этом Европа последовательно на своей стороне. А все эти громкие заявления делаются исключительно для внутреннего потребления.
«СП»: — Сегодня же Порошенко в интервью изданиям немецкой медиагруппы Funke заявил, что рассчитывает на политическую и финансовую поддержку со стороны ФРГ. Украинские власти всерьез верят в то, что все их будут поддерживать и давать денег, не требуя ничего взамен?
— Да они в это верят, и будут дальше покупать паровозы, машины и пароходы у Запада. Сдача национальных интересов, если они не ограничивают власть нынешней элиты(как создание Антикоррупционного суда — вещь обыденная. Убьют своего производителя в угоду кому угодно, даже если придется закупать сало в Польше.
Новости политики: Мэй рассказала о последствиях высылки российских дипломатов